Об итогах проверки использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников, направленных на подготовку и проведение XXI Олимпийских зимних игр и X Паралимпийских зимних игр 2010 года в Ванкувере (Канада), доложил 28 июня председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин на президиуме Совета при президенте РФ по развитию физической культуры и спорта.

Как сообщили ИА REGNUM Новости в пресс-служба палаты, установлено, что на подготовку и участие сборных команд России в XXI Олимпийских зимних играх и X Паралимпийских зимних играх 2010 года в Ванкувере за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и из внебюджетных источников было израсходовано около 6,2 млрд. руб., в том числе: 5,8 млрд. руб. - по олимпийским видам спорта и 378 млн. руб. - по паралимпийским. Цена одной олимпийской медали (условно) составляет не менее 388 млн. руб., цена одной паралимпийской медали (условно) - не более 10 млн. руб.

"Были отмечены проблемы в системе спортивного управления - и организационного, и финансового. В стране в период подготовки к играм в Ванкувере не было единого субъекта, который бы целенаправленно занимался всем циклом "подготовки олимпийских побед" и отвечал за это. Реальное взаимодействие государственных органов, Олимпийского комитета и спортивных федераций началось практически накануне Олимпийских игр. Сам Оргкомитет был создан за десять месяцев до Олимпиады. В результате все необходимые решения принимались с опозданием. Так, Концепция подготовки спортсменов России к XXI Олимпийским зимним играм 2010 г. в г. Ванкувере была принята Росспортом со значительным опозданием и носила формальный характер", - заявляют в палате.

Проверка Счетной палаты также показала, что система реализации Единого календарного плана спортивных мероприятий, в рамках которого осуществляется подготовка спортсменов, неэффективна, несовершенна, несет в себе коррупционную составляющую и в целом требует кардинальных изменений. "Так, в течение всего олимпийского цикла, непосредственным финансированием работ (услуг), связанных с подготовкой спортсменов, занимались коммерческие организации, фактически выполняющие функции расчетно-кассового центра и насчитывающие в штате несколько человек. Тем не менее, ежегодно в распоряжение указанных организаций поступало 2-3,5 млрд. руб.", - отмечают в палате. Были установлены случаи закупок товаров и услуг у единственного поставщика.

Счетной палатой подготовлены рекомендации и предложения. В частности, отмечена необходимость разграничить финансирование мероприятий в области массового спорта и мероприятий, связанных с подготовкой спортсменов к участию в Олимпийских играх. "Счетная палата считает необходимым распределить полномочия, ответственность и финансы в "треугольнике": Министерство - Олимпийский комитет России - спортивные федерации. Возможно, будет целесообразным считать ответственным за олимпийские результаты и всю систему подготовки сборных Олимпийский комитет России. Кроме того, отмечалась необходимость программно-целевого подхода в финансировании мероприятий олимпийского цикла, необходимость создания системы внутреннего контроля и антикоррупционной профилактики в Минспорттуризме России и подведомственных ему государственных учреждениях, отвечающих за развитие российского спорта. Субсидирование целесообразно было бы осуществлять на основании трехсторонних соглашений: Олимпийский комитет, министерство, спортивная федерация. При этом в федерациях необходимо наладить качественный финансовый менеджмент и аудит целевых расходов", - говорится в сообщении палаты.

Палата выступила с предложением рассмотреть вопрос о создании при Олимпийском комитете России автономной некоммерческой организации с функциями дирекции целевых программ по подготовке российских сборных к Олимпийским играм.