"Самарская газета" сегодня, 30 июня опубликовала материал о том, что в Самарской области вместо того, чтобы строить и ремонтировать дороги, страхуют их на огромную сумму.

"Кто хочет подкормиться на страховании дорог? Вчера депутаты губернской Думы на последнем перед летними каникулы пленарном заседании внесли изменения в закон об областном бюджете на 2010 год. В результате доходы губернской казны вы­росли с 80,3 млрд рублей до 85 млрд, это позволило увеличить общую сумму расходов бюджета на 5,49 млрд руб. За законопроект проголосовали сразу в двух чтениях.

Но жаркой дискуссии избежать не удалось. Инициировал ее руководитель депутатской фрак­ции Справедливая Россия Александр Ко­лычев. Он усомнился в целесообразности выделе­ния непомерно большой суммы в 100 млн рублей областному минтрансу на страхование дорог. На думском комитете по бюджету обоснования этой суммы депутату получить не удалось. Поэтому он вынужден был вновь поднять этот вопрос на пле­нарном заседании.

"Я считаю, что, выделяя 100 млн руб. на стра­хование автодорог, мы проявляем неоправданную щедрость, - заявил он. - Можно обойтись гораздо меньшими затратами. Чтобы в этом убедиться, до­статочно изучить статистику. За последние три года сумма страховых возмещений по таким страховым договорам составляла от 7 до 11 млн руб. Получается, осталь­ные деньги мы, заведомо это зная, дарим страховщикам. У нас что, все дороги отремонтированы, метро уже построено?"

По данным депутата, распухать сумма, выделяемая минтрансу на страхование дорог, начала с 2009 го­да. Тогда конкурсная комиссия после проведения торгов на право страхо­вания областных и межмуниципаль­ных дорог отдала предпочтение ком­пании "Росгосстрах-Поволжье", заявившей самую высокую цену контракта - 118 млн рублей. Хотя в конкурсе участвовали и другие стра­ховщики (из Самары, Татарстана и Москвы), заявившие суммы в разы меньшие. За 2009 год "Росгосстрах-Поволжье" выплатил минтрансу всего 11 млн руб. возмещения по страховым случаям. Остальные 107 млн рублей благополучно осели на счетах страховой компании. А воз­можно, перепало не только страхов­щикам.

История со страхованием до­рог на 2010 год тоже наводит на раз­мышления. В декабре прошлого го­да областное управление торгов известило о проведении открыто­го конкурса по определению страхо­вой компании на оказание услуг по страхованию дорог. Была объявле­на максимальная цена контракта в 5 млн рублей. А в январе 2010 года опубликовано сообщение о перено­се сроков проведения конкурса.

Замминистра транспорта Нико­лай Синельников объяснил это тем, что желающих в нем участвовать при такой низкой цене контракта не нашлось. И вообще, по данным ми­нистерского мониторинга, ни одна страховая компания меньше чем за 100 миллионов страховать дороги якобы не возьмется. К тому же, на его взгляд, разорением для бюдже­та вышеназванная сумма не являет­ся, так как составляет всего 0,3% от стоимости дорог, и она могла быть и побольше, так как по нормативам, установленным федеральным мин­трансом, на страхование можно тра­тить до 1 процента.

Этим доводам Александр Ко­лычев противопоставил свои бо­лее убедительные аргументы. Он напомнил коллегам, что при соблю­дении всех процедур конкурс на пра­во страхования дорог пройдет не раньше сентября. То есть до конца года остается всего четыре месяца. По его мнению, слишком мала веро­ятность, что с губернскими дорога­ми за столь короткий срок случатся какие-то невероятные катаклизмы, чтобы разбрасываться такими боль­шими деньгами на страхование, как предлагает облправительство.

Что касается нежелания страхов­щиков участвовать в борьбе за бюд­жетные контракты менее чем на 100 млн рублей, Колычев легко доказал, что это откровенное вранье. По его данным, в 2007 году в облбюджете на страхование дорог было заложе­но 32 млн рублей, и на конкурс тогда заявились 12 страховых компаний.

Абсолютно разумное предло­жение депутата-справороса сокра­тить траты на страхование, а высво­бодившиеся средства направить на ремонт дорог тем не менее не про­шло. Точнее, его даже не поставили на голосование. Так как все поправ­ки, согласно регламенту, должны представляться в письменном ви­де и предварительно обсуждать­ся на профильном комитете. Такой возможности у Колычева просто не было. Бюджетный комитет состо­ялся в минувшую пятницу, там он все эти вопросы ставил. Предста­витель минтранса обещал ответить на них письменно. По словам Колы­чева, ответы, которые он получил непосредственно перед заседани­ем Думы, его не удовлетворили. Но времени на оформление поправки в соответствии с регламентом у него не было. И по формальной причине разумную инициативу депутата "по­хоронили".

Комментарий руководителя депутатской фракции Справедливая Россия Александра Колычева: В губернской Думе вечный аврал при принятии важных законопроектов. Как правило, это происходит с подачи областного правительства, которое настаивает на срочном принятии того или иного закона. Это очень удобно, чтобы протащить какие-то сомнительные решения. Ситуация с финансированием страхования автодорог, на мой взгляд, из этой же серии. Но я этого дела просто так не оставлю. Обязательно буду держать на депутатском контроле ситуацию с проведением торгов и при необходимости обращусь в антимонопольный комитет".