Литва и Польша объявили о переносе сроков начала эксплуатации своих АЭС. Польша введет в эксплуатацию первую в стране атомную станцию в 2022 году, на два года позже, чем планировалось ранее. Литва также сдвинула свои планы по запуску новой АЭС на срок до пяти лет (первоначально предполагалось, что атомная станция будет построена к 2015 году, теперь речь идет о 2018-2020 годе).

"Задержки в реализации атомных проектов - нередкое явление (например, строительство атомной станции, которое ведется в Финляндии) ввиду ряда причин, - заявил директор корпоративной аналитической группы по энергетике, коммунальным предприятиям и регулированию международного рейтингового агентства Fitch Ratings Аркадиуш Вицик. - Такие причины включают сложность проектов на всех стадиях (ТЭО, планирование, получение разрешений (в соответствии с регулированием ЕС), финансирование и строительство), а также участие многих сторон, включая государство, поставщиков технологий и партнеров в совместных предприятиях. Финансовый и экономический кризис и заметно снизившийся спрос на электроэнергию также могли повлиять на отсрочку планов сооружения новых атомных мощностей".

"Задержка в Польше не является существенной - первую атомную станцию предполагается ввести в эксплуатацию в 2022 г. в сравнении с 2020 г. согласно первоначальному плану, - полагает Вицик. - Крупнейшая электроэнергетическая компания страны, PGE Polska Grupa Energetyczna (PGE, рейтинг "BBB+"/прогноз "Стабильный") является основной структурой, вовлеченной в атомные проекты. PGE планирует строительство двух атомных станций суммарной мощностью 6Гвт, которые должны быть введены в эксплуатацию ориентировочно в 2022 и 2025 гг. Fitch считает, что риски атомного проекта - с учетом отсутствия у компании истории деятельности в сегменте атомной энергетики - будут частично сглаживаться за счет участия опытных зарубежных игроков, доля которых в совместных предприятиях по двум атомным станциям может составить до 49%. На настоящий момент PGE подписала меморандумы о сотрудничестве в сфере атомной энергетики со следующими партнерами: Electricite de France, GE Hitachi Nuclear Energy Americas и Westinghouse Electric Company LLC".

"Правительство Литвы недавно объявило о планах выбора стратегического инвестора по проекту Игналинской атомной станции до конца 2010 г. и сооружения новой станции к 2018-2020 гг. В последние годы возникал ряд вопросов в связи с проектом атомной станции, включая длительные переговоры с соседними странами (Латвией, Эстонией и Польшей) в отношении акционерной структуры и продажи электроэнергии, которая будет генерироваться Игналинской станцией, а также ситуацию с Leo LT. Еще одним вопросом является финансирование инвестиций в атомную энергетику, на которые негативно повлиял финансовый кризис. Правительство Литвы планирует первичные публичные размещения (IPO) электроэнергетических компаний, находящихся в государственной собственности, для софинансирования атомного проекта. Сроки проведения IPO нередко зависят от ситуации на фондовых рынках, конъюнктура которых была слабой в период экономического кризиса, - отметил эксперт. - По мнению Fitch, одним из наиболее важных моментов для атомных проектов является поддержка со стороны государства (как, например, в Чешской Республике, Словакии или в более недавний период в Польше). Правительства многих западноевропейских стран менее склонны поддерживать атомную энергетику - они нередко запрещают новые инвестиции в атомные станции. Насколько нам известно, правительство Литвы в полной мере поддерживает проект атомной станции, что является важным элементом государственной политики. Новая станция заменит мощность, утраченную в результате закрытия старой Игналинской станции в 2009 г.".

"Fitch считает, что глубокая экономическая рецессия в Литве (ВВП сократился на 15% в 2009 г.), а также в Латвии и Эстонии оказала негативное воздействие на атомный проект, поскольку государству пришлось уделять основное внимание экономическим проблемам. Представляется, что собственные атомные станции являются приоритетом для Польши. Сооружение атомных станций к 2020-2025 гг. является неотъемлемой составляющей энергетической политики страны на период до 2030 г. За счет атомных станций Польша обеспечит диверсификацию структуры топлива, используемого для выработки энергии, и снизит риски по расходам, связанным с выбросами диоксида углерода (CO2). В результате значительного генерирующего портфеля, основанного на угле (каменный и бурый уголь составляет 92% в структуре топлива в стране в сравнении со средним значением для стран ЕС в 30%), польский энергетический сектор имеет высокую подверженность расходам по CO2, в особенности после 2012 г., когда будут постепенно введены аукционы на разрешенные лимиты по выбросам CO2. Правительство планирует снизить данный риск за счет диверсификации от угля к источникам энергии без выбросов (или с ограниченными выбросами) CO2 к 2020-2025 гг., включая ветроэнергетику, атомную энергетику и (в меньшей степени) станции, работающие на природном газе", - резюмировал Вицик.