Новый налоговый кодекс Грузии, который парламент страны единогласно утвердил на прошлой неделе, не только не освобождает малые и средние предприятия от налогового бремени, но и ввергает их в еще более кабальные условия и активизирует борьбу подпольных монополий с малым бизнесом.

Такого мнения придерживаются эксперты, представители "Ассоциации молодых финансистов и бизнесменов Грузии". По их заявлению, молодые финансисты и бизнесмены поддерживают проявление правительством политической воли поддержки малого и среднего бизнеса, но реально правительство никаких шагов в этом направлении не предпринимает.

"Находящиеся в альянсе с властями представители кланового бизнеса делают все для того, чтобы в стране не было свободной, конкурентной среды, а весь налоговый груз прямо или косвенно лег на малых предпринимателей и социально незащищенные слои населения. А малочисленный средний слой окажется на грани разорения и будет вынужден покинуть страну", - заявляют эксперты ассоциации.

По их словам, правительство Грузии отказалось от первоначальной идеи освобождения от уплаты НДС тех предпринимателей, чей годовой доход не превышает 200 тысяч лари, и оставили в силе действующую норму, когда от НДС освобождались предприятия с доходом до 100 тысяч лари. В то же время крупным компаниям, принадлежащим правительству и находящимся в альянсе с властями, делают "царские" подарки - списывая колоссальные долги. Так, компании сотовой связи "Джеоселл" простили задолженность в размере 101 млн лари, 3,5 млн лари списали владельцу компании "Казбеги" бизнесмену Гоги Топадзе. В то же время бывший владелец компании по продаже бытовой техники "Элит Электроникс" Анзор Коколадзе сидит в тюрьме за несвоевременную уплату задолженности в несколько миллионов лари.

Эксперты советуют международным организациям и зарубежным дипломатам заняться изучением вопроса, на что тратятся колоссальные суммы, выделенные зарубежными фондами для поддержки малого бизнеса. По заявлению ассоциации, в Грузии этими суммами распоряжаются одни и те же, состоящие в связях с властями НПО, которые расходуют средства бесцельно и не по назначению, а вовсе не для поддержки малого бизнеса. В результате же вместо развития малого и среднего бизнеса наблюдаются обратные процессы: эти предприятия закрываются, и сегодня в Грузии число малых и средних предприятий не превышает 15 %. По заявлению Ассоциации молодых финансистов и бизнесменов, по этому показателю Грузия отстает от таких стран, как Азербайджан, Армения, Казахстан и Молдавия.

Не лучше ситуация и в отношении так называемого микробизнеса (нового понятия в налоговом кодексе Грузии). Эксперты обращают внимание на тот факт, что при закупке товаров и услуг от лица со статусом микробизнеса предприниматель не имеет права проводить эту сумму по статье расходов, даже если представлена расходная документация. По их мнению, это делается с единственной целью, чтобы крупный бизнес не имел никаких экономических отношений с микробизнесом, в итоге же введение понятия микробизнеса теряет всякий смысл.

Представителя микробизнеса не обязывают использовать кассовый аппарат, что также порождает у экспертов массу вопросов. Во-первых, как будет определяться годовой оборот таких предприятий, если они не будут использовать кассовые аппараты. Новый кодекс гласит, что представители налоговых органов смогут определять доходы микробизнеса по определенным министерством финансов правилам, но тут возникает второй вопрос: что делать, если представитель минфина окажется субъективным или вступит в коррупционную связь с предпринимателем и зафиксирует желаемый им уровень дохода?

Сама категория микробизнеса также до конца не определена. В кодексе записано, что оборот до 30 000 лари, в пределах которого то или иное предприятие будет отнесено к микробизнесу, касается только тех видов деятельности, которые установит правительство Грузии. То есть, пока не известно, кого будет касаться эта льгота, отмечают эксперты.

Положение таких предпринимателей, как сапожник, парикмахер, часовщик, после задействования нового кодекса не только не улучшится, но и усугубится, считают в ассоциации и поясняют, что по ныне действующему налоговому кодексу эта категория предпринимателей не облагается налогом, если она не использует наемный труд, даже если ее годовой доход и достигает 100 тысяч лари. В новом кодексе необлагаемый налогом доход для этой категории понижен до 30 тысяч лари.

По новому кодексу статусом микро- и малого предпринимателя может быть наделено только физическое лицо, индивидуальный предприниматель, а у юридических лиц, обществ с ограниченной ответственностью никакой возможности попасть в эту категорию не будет. Все это, по мнению молодых экспертов, уменьшает основания для введения такого понятия, как микробизнес.