В преддверии принятия закона об акционировании Государственной корпорации РОСНАНО, ИА REGNUM Новости, в сотрудничестве с депутатом Государственной думы РФ, руководителем подкомитета по контролю за госкорпорациями в комитете по финансовым рынкам Алексеем Багаряковым, начинает публикацию цикла материалов о промежуточных итогах работы госкорпорации и эффективности ее менеджмента. В рамках цикла планируется опубликовать исследования и оценки подкомитета как по работе РОСНАНО в целом, так и по конкретным проектам, реализуемым на средства, выделенные государством для развития рынка нанотехнологий в России.

ИА REGNUM: Алексей Владимирович, расскажите, пожалуйста, вкратце о деятельности возглавляемого вами подкомитета.

Мы контролируем деятельность семи госкорпораций. К некоторым из них претензий практически нет. Есть и такие, деятельность которых вызывает массу вопросов. Например, РОСНАНО и "Олимпстрой". Наиболее вопиющая ситуация сложилась в РОСНАНО. Как известно, данная госкорпорация получила право играть на фондовом рынке и привлекает в данную игру значительный объем средств, которые государство внесло в ее уставной капитал. РОСНАНО сегодня - это не госкорпорация в классическом виде, а, скорее, обычная инвестиционная компания. На основании федерального закона о РОСНАНО, большинство депутатов от "Единой России" позволили ей выполнять ряд специфических функций. Например, стать квалифицированным участником фондового рынка. Что это значит? Это значит, что они имеют право эмитировать, продавать акции, облигации и другие деривативы за деньги, которые государство дало им на ведение уставной деятельности. Эти направления не имеют никакого отношения к наноиндустрии и целям, которые ставило государство перед РОСНАНО при ее формировании, и являются в чистом виде результатом лоббизма РОСНАНО.

ИА REGNUM: Но каких результатов добилась РОСНАНО на своем основном поприще - развитии наноиндустрии и финансировании нанотехнологических проектов?

Многие проекты, в которые инвестирует РОСНАНО, не имеют никакого отношения к нанотехнологиям. Там масса нарушений. О том, как выделяются деньги на проекты - уже очень много сказано и написано. Деньги получить практически нереально. Мы общались со многими компаниям - потенциальными претендентами на инвестиции РОСНАНО. Процедура одобрения проекта тянется полтора-два года. Нужно подготовить множество бумаг, к оформлению которых предъявляются крайне жесткие требования. В итоге, чтобы получить финансирование РОСНАНО, нужно только на оформление бумаг потратить миллионы, а часто и десятки миллионов рублей.

ИА REGNUM: Но это, видимо, относится не ко всем проектам. У нас есть информация, что, например, проект производства модификатора асфальтовых смесей "Унирем" был одобрен всего за пять месяцев, несмотря на то, что подавало заявку одно юрлицо, а деньги потом получило другое...

Если это, действительно так, то это очень похоже на коррупцию. Не ясно, чем могут быть обусловлены подобные преференции. По крайней мере, это повод обратить пристальное внимание и серьезно проверить данный проект.

ИА REGNUM: Как вы прокомментируете поручение президента РФ Дмитрия Медведева правительству разработать методику оценки эффективности бюджетных затрат на инновационные разработки с учетом их высокорискованности? Методику, которая фактически, избавит РОСНАНО и РВК от излишнего контроля и аудита?

Сейчас они обращаются к президенту Дмитрию Медведеву, чтобы он дал им возможность компенсировать убытки от их деятельности за счет государства. Мы им говорим: "Так ваша же деятельность - это и игра на фондовом рынке". Де-факто это так. Получается, что правительство говорит - рискуй, все что хочешь делай, мы тебе спишем все. И все это в рамках закона "О РОСНАНО".

Что они делают? Получили от государства 130 млрд. рублей, купили себе офис за 5 млрд., еще 5 млрд. расписали себе же в качестве зарплаты на год. Остальное разместили на фондовом рынке и зарабатывают деньги. Мы говорим: "На фондовом рынке большие риски, положите лучше эти деньги на депозит в Сбербанк. Он будет кредитовать отечественный бизнес, население, а у вас будет гарантированный рыночный процент". Они говорят - нет, этого мало, мы хотим больше. Мы им - но там же риска никакого нет. Они говорят - пускай будет риск, но зато больше доходность. А риск нам, если что, государство компенсирует. Ситуация беспроигрышная: будут доходы - все хлопают в ладоши. Будут убытки - государство все компенсирует.

ИА REGNUM: Как повлияет на деятельности РОСНАНО преобразование из госкорпорации в ОАО?

После того, как РОСНАНО перестанет быть госкорпорацией и акционируется, может произойти так, что у государства будет даже не контрольный пакет, а, например, 49%. Вероятен исход, когда о 130 млрд. руб., которые государство внесло в уставной капитал госкорпорации, просто забудут, как это уже не раз случалось с государственными средствами. Как это сходило с рук некоторым товарищам, так и в этот раз сойдет.

ИА REGNUM: Каким образом можно оздоровить ситуацию в РОСНАНО?

Проблема РОСНАНО в том, что они наняли кучу чиновников, бюрократов, назначили им огромные зарплаты. Они просто проедают деньги, по полтора-два года рассматривают проекты.

ИА REGNUM: РОСНАНО, по сути, является венчурным фондом, но что больше всего удивляет - это соотношение числа сотрудников и проинвестированных проектов. На каждого сотрудника в венчурной индустрии Кремниевой долины приходится по несколько проектов. Например, в легендарном венчурном фонде AMC, который создал такие компании, как Amgen, Teradyne, Biogen Idec, всего 12 штатных сотрудников и $250 млн. под управлением, которые они инвестируют в 100-500 проектов. Средний размер вложений в один проект - от $500 тыс. до $2,5 млн. В РОСНАНО за три года отобрано лишь 82 инвестиционных проекта на 400 штатных сотрудников. Всего один проект на пять сотрудников. Соотношение эффективности персонала отличается в десятки раз. Вдобавок, размеры инвестиций в каждый проект больше в десятки раз. Тот же проект по измельчению покрышек "Унирем", не являющийся ни современным, ни прорывным, получает почти $40 млн. В США ни один венчурный фонд никогда не инвестирует такие деньги в высокорискованный проект.

В РОСНАНО около 700 штатных сотрудников, поэтому эффективность еще ниже. На один проект приходится почти десять сотрудников. Я объясню, почему это происходит. В мире венчурный бизнес по определению связан с высокими рисками. В него вкладываются не государственные, а частные деньги. Идея РОСНАНО была примерно такой же - государство инвестирует, бизнес соинвестирует. Но из-за кризиса ожидаемого результата не получается. В западных венчурных фондах, в которых один человек ведет несколько проектов, работает экономика, у них нет возможности раздувать бюрократический аппарат, тратить деньги на дорогую жизнь, командировки, бизнес-класс. Они зарабатывают деньги! У "Роснано" цель другая - грамотно их потратить. Вот в этом и есть главное отличие. Там - заработать и развить, у нас - потратить и выжить. Потратить деньги, грамотно обосновать и как можно дольше выживать в таком режиме. Логика РОСНАНО проста: "Чем дольше мы живем, тем дольше тратим государственные деньги. У нас есть высокая зарплата, офисы, статус, служебные автомобили, близость к власти". Как говориться "выжить в это сложное время, а там видно будет". В законе "О РОСНАНО" даже нет конкретной, измеримой цели работы госкорпорации.

ИА REGNUM: А как же задача довести рынок нанопродукции до 900 млрд. рублей?

Эта цель поставлена не в законе, а в стратегии. Изменится ситуация на рынке - изменится и стратегия. И самое главное, что работая без цели, они работают в рамках закона, не нарушая его. Еще один важный момент - из 350 экспертиз проектов своими силами госкорпорация провела лишь 100. Остальные 250 были отданы на аутсорсинг. Вы можете зайти на сайт госзакупок и посмотреть, какой бюджет выделен на каждую такую экспертизу. "Консультационные услуги по такому-то проекту" - бюджет 8 млн. руб. Еще по одному проекту - 15 млн. руб. Чем занимаются 700 человек штатных сотрудников, если основную работу ведут совсем другие люди и компании? Не ясно. Если бы у госкорпорации РОСНАНО были частные владельцы, они бы первым делом созвали собрание акционеров, проанализировали затраты и работу, которая сделана, и приняли бы решение о резком сокращении численности аппарата. Если государство давало, дает и будет давать деньги, то смысла работать попросту нет.