Главный научный сотрудник Кольского научного центра, института экономических проблем имени Лузина, Владимир Селин считает, что в соглашении с Норвегией о линии раздела в Баренцевом море легко прослеживаются интересы Норвегии, но не России. Об этом он сказал корреспонденту ИА REGNUM Новости.

В сентябре 2010 года Россия и Норвегия поделили поровну "спорный" район в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане - около 175 тысяч квадратных километров. "В любом политическом действии наличествуют чьи-то интересы - интересы нации, глобальной корпорации и т.д... Кто стоит за российско-норвежским соглашением от 15 сентября со стороны России - понять трудно. Также остается вопрос, зачем договор нужен России. В чем для нее плюсы соглашения - не ясно, а минусы соглашения для российской стороны очевидны", - сказал Селин. Те богатые нефтью месторождения к освоению которых РФ не могла приступать без договора и которые теперь поделены - будут недоступны для российской стороны еще более двух десятков лет. У России нет своих технологий для их освоения. Сейчас актуальней развитие Штокмановского проекта, считает Селин.

Однако, по его словам, сейчас реализация Штокмановского проекта, вероятно, усложнится. "Норвегия исчерпала свои богатые запасы сырья, и спорный квадрат в Баренцевом море для нее - манна небесная. Если она приобрела новые месторождения, то зачем ей этот рисковый Штокман? Протягивать газопроводы к нему и дальше, и сложнее. Кроме того, в "спорном" районе более мягкие ледовые условия, - рассказал доктор экономических наук Селин. - Сейчас Статойл может отказаться от проекта. Отказ не обязательно будет официальным, но главный партнер России по Штокмановскому проекту уже не будет проявлять активности". Селин добавил, что СССР потратил немало финансов на геологоразведку в Баренцевом море: "Это было давно - лет 30 назад, но, тем не менее, деньги были потрачены. Для нас в ближайшие время результаты той разведки не несут выгоды".

Напомним, до 2010 года границы полярных владений России были определены постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года. Позже тема делимитации в Баренцевом море была поднята по инициативе Норвегии, после того, как в Баренцевом море обнаружились месторождения нефти и газа. Российские рыбаки считают, что договор позволит норвежцам диктовать свои условия в наиболее богатых промысловых районах - у архипелага Шпицберген. По мнению гендиректора НО "Союз рыбопромышленников Севера" Василия Никитина, первые два-три года норвежцы будут подкреплять иллюзию, что намерены следовать соглашению, а потом найдут способ выжить российских рыбаков из своей экономической зоны.