Ледовая обстановка зимней навигации в Финском заливе 2010-2011 годов показала важность и остроту проблемы безопасности перевозок нефтегрузов, угроз нефтеразливов. Как сообщает сегодня, 17 марта, корреспондент ИА REGNUM, об этом на встрече Программы развития Организации Объединённых Наций, посвященной Балтике, журналистам заявил координатор программы по экологической политике нефтегазового сектора WWF России Алексей Книжников.

Книжников отметил, что впервые благодаря использованию открытых версий Автоматических систем идентификации судов (AIS) эксперты неправительственных организаций смогли более подробно ознакомиться с особенностями этой навигации. "Ситуация гораздо более серьезная, чем задержки с продвижением судов во льдах, сейчас мы проверяем информацию и готовим официальные запросы, поэтому не указываем даты и названия конкретных судов, но уже можем говорить о проблемах этой навигации, которые создавали угрозы разливов нефти. Эксперты WWF уже обозначили ряд проблем:

1. Систематическое движение судов, в том числе танкеров, с грузом на борту вне официально рекомендованных трасс.

2. Неоднократные попадания танкеров в ледовые поля, где суда теряли ход и начинали дрейфовать. По крайней мере в одном случае дрейф танкера с более 100 тыс. тонн нефти на борту продолжался около 15 часов, за которые было пройдено 7 миль, ледокол пришел на помощь, когда до расположенного по направлению дрейфа острова оставалось 5 миль.

3. Многочисленные случаи опасного сближения судов во льдах.

4. Маневрирование судов на высокой скорости на курсах, в опасной близости пересекающих движение каравана танкеров с грузом.

5. Задержки с ледокольной проводкой груженных нефтью танкеров из восточной части Финского залива (прежде всего, выведенных из Приморска). Фактически, эти танкеры превратились в нефтесклады во льдах, на которых, по оценкам экспертов WWF, в один из дней в марте 2011 года накопилось более 750 тыс. тонн нефти.

"Ситуация в Финском заливе является показательной для планируемых проектов по добыче нефти со дна арктических морей и ее транспортировке. Если с перевозками нефти и нефтепродуктов в Финском заливе не будет наведен порядок, включая обеспечение возможности общественного мониторинга, нельзя говорить о какой-либо безопасности подобного рода деятельности в Арктике", - считают в WWF и подчеркивают, что проблема предотвращения такого рода ситуаций с транспортировкой нефти и топлива была актуальна в эту навигацию для Финского залива в целом, а не только для его восточной части, но в мире пока отсутствуют эффективные технологии ликвидации разливов нефти во льдах.