Смольный решил создать в Санкт-Петербурге еще один кластер, на этот раз судостроительный. Для этого на базу кластера, в Кронштадт, вслед за судостроительным заводом ОАО "Адмиралтейские верфи" могут переехать Балтийский завод и "Северная верфь", которые вскоре должны перейти под контроль государственной Объединенной судостроительной корпорации ОСК). По мнению председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) администрации Санкт-Петербурга Евгения Елина, без такой консолидации строительство новой верфи на острове Котлин стоимостью до 2 млрд долларов может оказаться невыгодным для ОСК.

"Основная идея концепции петербургского судостроительного кластера - поиск пути снижения себестоимости за счет встраивания всех верфей Санкт-Петербурга в единую производственную цепочку. Сейчас у нас есть некоторый набор судостроительных предприятий, между которыми в лучшем случае существует кооперация, но полноценного кластерного эффекта не возникает. Все они построены давно под военные заказы или как верфи двойного назначения. Но весь мир уже ушел от используемых ими технологий, поэтому в Петербурге на имеющихся мощностях в их существующей конфигурации строить современные военные и гражданские корабли дорого", - пояснил Евгений Елин.

По его словам, сегодня эффективность верфей невысока, гражданские заказы подчас приносят им убытки. "Необходимо формализовать кластер как единый механизм, чтобы предприятия осуществляли совместные действия по экономии издержек и формированию общей добавленной стоимости. Без этого они останутся просто набором предприятий. А мы хотим, чтобы на нашей территории появился глобальный игрок, представленный на мировом рынке судостроения", - подчеркнул чиновник.

Елин рассказал, что предприятия продолжат выполнять в Кронштадте как военные, так и гражданские заказы, но для этого ОСК построит там два, а может быть, и три предприятия, "просто рядом". Он подтвердил, что в будущем Балтийский завод будет выведен и уйдет в ОСК, "но не любой ценой". По его словам, главное в объединении судостроительных заводов в том, чтобы вывести их на тот уровень, когда они смогут "конкурировать с зарубежными верфями и производить что-то на открытый рынок, занимая там свои ниши". Евгений Елин уверен, что петербургский судостроительный кластер сможет занять свою нишу в России и в мире. "Можно дискутировать, станем ли мы доминирующими в каких-то нишах, но то, что мы какую-то долю займем, - это точно. По мнению специалистов, наш рынок - это высокотехнологичные корабли. Есть отдельная тематика, связанная с атомным судостроением. Имеются в виду не военные контракты, а заказы "Росатома". Мы сейчас также пытаемся оценить перспективы этого сектора для петербургского судостроительного кластера и подключить "Росатом" к созданию концепции", - добавил чиновник.