1 июня депутаты Московской городской Думы приняли закон о внесении изменений в Кодекс Москвы об административных правонарушениях. Изменения касаются размера штрафа за безбилетный проезд в городском общественном транспорте.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-центре МГД, депутат Александр Семенников отметил, что ко второму чтению законопроекта поступили 2 поправки депутата Андрея Клычкова, которыми предлагается установить размер штрафа за безбилетный проезд не в тысячу, а в триста рублей. В обосновании к поправкам отмечается, что меры по десятикратному увеличению административного штрафа не соответствуют темпам повышения уровня жизни населения города. С 2007 года, когда был принят городской административный Кодекс, установивший штраф в размере 100 рублей, величина прожиточного минимума на душу населения в столице увеличилась в 1,5 раза, таким образом, рост величины штрафа не отражает роста доходов населения. По мнению Андрея Клычкова, справедливым ростом суммы штрафа может считаться коэффициент от 1,5 до 3 от первоначально установленной в 2007 году суммы штрафа в 100 рублей.

Семенников предложил отклонить эти поправки. По его словам, в действительности размер штрафа в 100 рублей был введен не в 2007, а в 2002 году в соответствии с законом города "Об административной ответственности за нарушение правил пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования в городе Москве", и с тех пор не менялся. Что касается потребительской корзины, на которую ссылается Клычков, то она включает в себя набор необходимых горожанину товаров и услуг, в том числе и услуги по проезду на общественном транспорте. Но потребительская корзина не включает в себя позиции, связанные с оплатой гражданином административных штрафов за нарушение тех или иных законов. Необходимо, считает Семенников, сопоставлять рост стоимости жизни и набор товаров и услуг в потребительской корзине не с размером штрафа, а со стоимостью проезда. Если сопоставлять эти показатели, то сумма потребительской корзины в столице с 2002 года выросла в 1,5 раза, и в 1,5 раза выросла стоимость проезда в общественном транспорте.

Кроме того, в 2002 году минимум оплаты труда в городе составлял 1100 рублей, и штраф в размере 100 рублей равнялся 10 процентам от минимальной зарплаты. С 1 января 2011 года размер минимальной заработной платы в столице составляет 10400 рублей и, соответственно, штраф в 1000 рублей вновь составляет приблизительно 10 процентов от минимальной зарплаты. По мнению Семенникова, сравнивать размер штрафа с уровнем оплаты труда некорректно, с уровнем оплаты труда надо сравнивать стоимость проезда. Депутат напомнил, что в Москве значительная часть горожан освобождена от оплаты проезда на общественном транспорте, а школьники и студенты имеют льготные проездные билеты. В настоящее время транспортные предприятия получают дотацию из городского бюджета в размере 22 млрд. рублей. По словам председателя Мосгордумы Владимира Платонова, изменения, вносимые в городской административный кодекс, оправданы. Штраф - это наказание и оно должно быть чувствительным для нарушителя, аргументировал свою позицию спикер.