29 июня Государственная дума приняла в третьем чтении закон "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". За него проголосовали 316 депутатов. Законопроект был внесен в Государственную думу правительством Российской Федерации 5 декабря 2009 года, рассмотрен и принят Государственной Думой в первом чтении 20 января 2010 года, во втором чтении - 28 июня 2011 года. В рамках подготовки документа было рассмотрено более 380 поправок, существенная часть которых нашла свое отражение в окончательном тексте законопроекта. В новой редакции закона содержится норма о запрещении создания новых объектов захоронения жидких радиоактивных отходов в геологических горизонтах.

"Произошло давно ожидаемое нами событие - Госдумой был принят новый федеральный закон "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - заявил заместитель директора ИБРАЭ РАН, член Российской научной комиссии по радиологической защите Игорь Линге. - Над законопроектом пришлось работать очень долго, и до последнего времени было много оппонентов. Многие были против или не голосовали "за". Причины этого лежат за рамками рационального и обоснованного подхода к проблеме. Фактически в законе нет ничего революционного. Во всех ядерных странах подобный подход к обязательности захоронения был реализован достаточно давно. Просто в деятельность, которая раньше велась по принципу отложенных решений, вносятся четкие правила".

"Раньше предприятия строили хранилища, срок эксплуатации которых не соответствовал времени потенциальной опасности отходов. Дальнейшая судьба этих отходов была неопределенной, - отметил он. - Незавершенность цикла по РАО в нормативном, технологическом и инфраструктурном аспектах приводила к тому, что у предприятий не было стимулов для переработки РАО и условий для их передачи на захоронение. Теперь будет по-другому. Закон - это требования по полному циклу обращения с РАО, включая его переработку, подготовку к захоронению и оплату захоронения. Для производителя реализуется принцип "заплатил и забыл". Но до этого надо привести РАО в состояние, пригодное для захоронения. Захоронением будет заниматься национальный оператор. Основная его задача - создание системы пунктов захоронения, прием РАО на захоронение, обеспечение безопасности пунктов захоронения РАО на длительном отрезке времени".

"И инициатива по разработке закона и его содержание - это реальное проявление новой государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, - уверен Линге. - Важно, что инициатором и основной движущей силой законопроекта был Росатом. В краткосрочной перспективе реализация закона потребует дополнительных расходов предприятий, но зато потом мы получим и экономический выигрыш, и долгосрочную безопасность. Закон заработает в полную силу только тогда, когда будут введены в действие все подзаконные акты. На это потребуется еще 2-3 года. Но уже сейчас внесена определенность в отношении технологий обращения с РАО. Предприятиям необходимо доводить цепочку обращения с РАО до состояния, пригодного для захоронения. Далеко не все к этому готовы".

"В ходе подготовки ко второму чтению появилось важное ограничение - закачка жидких отходов ограничивается действующими полигонами. Отношение к этому запрету двоякое. С одной стороны, эти технологии себя пока вполне оправдывали по фактическому уровню безопасности. Они также позволили надежно изолировать большое количество отходов от оборонных программ. С другой стороны, значительно масштабировать эти технологии было бы неправильным по следующим причинам. Во-первых, возрастают затраты на поддержание необходимого уровня мониторинга на протяжении длительного времени. Во-вторых, это уход от принятых в мире технологий отверждения, что также не вполне корреспондируется с ростом экспорта ядерных технологий. Предлагаемый рядом экологических организаций вариант полного запрета на закачку был бы разорительной бессмыслицей. Мониторинг полигонов надо было бы продолжать", - отметил эксперт.

"Надеюсь, что законопроект успешно пройдет рассмотрение Советом Федерации и будет подписан президентом России. После этого предстоит кропотливая и слаженная работа Госкорпорации "Росатом" совместно с органами регулирования безопасности. От этой работы зависит, насколько нормы закона будут работоспособными и эффективными. Ну и самое главное. Приближается период, когда эта работоспособность и эффективность станет предметом качественного и количественного анализа, а не теоретических рассуждений. Уверен, что опасения и предложения, высказывавшиеся и на втором и на третьем чтениях, не найдут подтверждения. А вот другие упущения могут проявиться, - полагает он. - Но для их устранения есть рецепт - внесение изменений".

"Я не разделяю опасения экологов по поводу закачивания жидких РАО в уже имеющиеся для этого хранилища, - заявил вице-президент Российского Зеленого Креста Михаил Рылов. - Разумеется, закачки такие нельзя делать массово. Но и там, где их сейчас используют, ничего опасного не нашли. И длится это много десятилетий, и все там хорошо. Но повторю, это не значит, что закачки надо использовать массово. Например, какое было бы удовольствие сделать на химкомбинате "Маяк" такое хранилище, но нет там соответствующего слоя. Вот почему отходы ракетного топлива экологов не беспокоят? Оно же и сейчас производится непрерывно, а отходы этого производства ракетного топлива можно прятать только в специальные емкости, созданные на огромной глубине ядерным взрывом. Все остальное ведет к отравлению ближайших глубин. Это высококипящее топливо, выгодное энергетически, производилось и продолжает производиться. Об этом специалисты знают, я даже принимал участие в конференции, посвященной этой проблеме. Ведь когда ракетами стреляли из Плесецка, и они не выходили на нужную траекторию и падали, то все загрязнялось вусмерть. Причем экологи в 1992-93 году об этом беспокоились, а теперь уже нет. Но проблема-то осталась. И она посерьезнее новых закачек, которые запрещены теперь законом о РАО".

"Я знаю, кстати, только два места - под Димитровградом с очень ограниченным объемом и Сибхимкомбинат. И то, что там все в порядке, проверено экспериментально. Проверить результаты мониторинга, которому не доверяют те или иные экологи, просто - зайдите за территорию ЗАТО и на границе пробурите скважину для питьевых вод. В речках можно поискать. Вот если что-то там найдется, тогда и надо поднимать шум. Вопросом безопасности этих объектов очень серьезно занимались", - уверен эколог