Правительство Забайкальского края в 2016 году планирует завершить проект освоения юго-восточных районов края стоимостью более 100 млрд рублей, заявил губернатор региона Равиль Гениатулин. Об этом ИА REGNUM сообщили в пресс-центре Байкальского экономического форума.

Проект состоит из двух частей: строительство новой железнодорожной линии Нарын - Лугокан, на участке ст. Нарын 1 (Борзя) - ст. Газимурский Завод; освоение Быстринского, Бугдаинского и Ново-Широкинского полиметаллических месторождений на юго-востоке Забайкальского края.

Строительство железнодорожной инфраструктуры с финансированием из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации обеспечит повышенный интерес инвесторов к существующему геологическому потенциалу Забайкальского края и приведет к созданию одного из крупнейших в России горнорудных комплексов.

9 февраля 2010 года было открыто рабочее движение от станции Борзя до станции Александровский Завод. На первом этапе реализации проекта освоено 17,5 млрд рублей, выделенных из Инвестиционного фонда РФ, и 2,3 млрд рублей средств ОАО ГМК "Норильский никель". Гениатулин рассказал, что на основании проведенных компанией "Норильский никель" изысканий запасы Култуминского, Солонеченского и Лугоканского месторождений оказались меньше ожидаемых. В связи с этим по инициативе "Норильского никеля" в Паспорт инвестиционного проекта были внесены изменения, сократившие проектную протяженность железной дороги с 425 до 223 км.

Рабочее движение от ст. Александровский Завод до ст. Газимурский Завод в рамках инвестпроекта "Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края" планируется открыть в декабре 2011 года.

"Реализуемый проект позволит не только охватить транспортной инфраструктурой Быстринское и Бугдаинское месторождения, но также решить транспортно-логистические проблемы действующего Ново-Широкинского рудника. Велика инфраструктурная значимость дороги для намеченных к реализации крупных инвестиционных проектов освоения Березовского железорудного и Нойон-Тологойского полиметаллического месторождений, включенных в Программу приграничного сотрудничества с КНР, - подчеркнул Гениатулин. - Реализация проекта даст мощный толчок для освоения новых месторождений полезных ископаемых, лесных ресурсов региона, улучшит транспортное обеспечение населения, создаст новые рабочие места в сфере транспорта и в промышленности". Кроме того, правительство Забайкальского края рассматривает задачу использования железнодорожных коммуникаций как импульс в развитии ряда населенных пунктов, прилегающих к дороге.

Для обеспечения энергоресурсами зоны реализации инвестиционного проекта завершается строительство третьего энергоблока Харанорской ГРЭС мощностью 225 МВт, начато строительство энергетической линии Харанорская ГРЭС - ГОК.

Второй этап реализации проекта - освоение месторождений и строительство горно-обогатительных комбинатов будет осуществляться за счет средств ОАО ГМК "Норильский Никель". С начала реализации проекта на освоение месторождений направлено 3,4 млрд рублей. На Быстринском месторождении ведется проектирование и осуществляются подготовительные работы к строительству объектов инфраструктуры ГОКа. Определен генеральный подрядчик - ООО "Востокгеология" и уже через месяц начнется строительство подъездных дорог. По Бугдаинскому месторождению подготовлена конкурсная документация для определения генподрядчика проектирования ГОКа, ведется проектирование подъездных путей.

Гениатулин добавил что Забайкальский край реализует ряд проектов Программы приграничного сотрудничества с КНР. В частности, в настоящее время завершаются геологоразведочные работы по освоению Берёзовского железорудного месторождения. По месторождениям Удоканское, Чинейское и Апсатское в рамках проекта освоения месторождений севера Забайкальского края в зоне Байкало-Амурской магистрали определены недропользователи, которые завершают работы по их геологическому изучению и выбору технологий обогащения руд. В части строительства цементного завода на границе Оловянинского и Могойтуйского районов выполнены основные предпроектные работы, проведены исследования сырья, зарезервированы земельные участки.

В промышленном парке в пос. Могойтуй завершено строительство объектов инфраструктуры I очереди. Промышленный парк готов к приему инвесторов. В дальнейшем запланировано расширение инженерной инфраструктуры промышленного парка.