17 января члены Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов и глава российского отделения Transperency International Елена Панфилова провели пресс-конференцию, на которой представили доклад "Доминирование банковского рейдерства как тенденция в захвате и переделе собственности в России в период 2009-2011 гг.".

В докладе отмечается, что в период кризиса и после него участились случаи рейдерства со стороны банков, в том числе крупных. Это объясняется тем, что большинство участников рынка в кризис вынужденно увеличили объемы своих кредитных обязательств, в связи с чем значительная часть их активов оказывалась под залогом и другими обременениями. Должники фактически попадали в кабалу к банкам.

Как утверждают авторы доклада, кредитные учреждения выступают как заказчиками компаний по захвату собственности, так и исполнителями рейдерства в интересах третьих лиц. В крупных финансовых холдингах и банках существуют специальные подразделения, отвечающие за планирование и осуществление рейдерских захватов. Одним из направлений деятельности подобных структур является выстраивание неформальных связей в государственных органах, включая правоохранительные и судебные.

Согласно исследованию, жертвами банков становятся, как крупные предприятия, так и представители среднего и мелкого бизнеса, а также простые граждане. В ряде случаев, при наличии особо привлекательных активов происходит планирование захвата на стадии первичного обращения клиента в банк. Кабанов и Панфилова утверждают, что банки фактически совершают действия, которые подпадают под определение мошенничества, однако, отмечают они, доказать это крайне сложно.

Эксперты выявили 4 схемы, по которым действуют банки: создание прав на заложенное имущество; создание прав на предмет лизинга; создание прав по договору РЕПО и самая распространенная - принуждение к сделке. Принуждение к сделке и создание прав по договору РЕПО, утверждают авторы доклада, используются в основном для нападений на крупный и средний бизнес.

В качестве примера "принуждения к сделке" Кабанов и Панфилова привели историю ООО "Форсаж" и "Джей энд Ти Банка". В отношении генерального директора компании было возбуждено уголовное дело по ст. 176, ч.1 УК РФ. Как утверждают авторы доклада, основанием для него послужило сфальсифицированное подложное кредитное дело. Рейдеры использовали уголовное преследование, чтобы оказать давление на главу компании.

По мнению авторов доклада, создание прав по договору РЕПО позволяет банку-кредитору взыскать сумму долга с должника как бы дважды. Кроме того, договор РЕПО обычно заключается с компанией, формально не аффилированной к банку-кредитору, поэтому должнику практически невозможно доказать, что это именно банк-кредитор уже получил погашение долга. Данная схема, утверждают Кабанов и Панфилова, также может сопровождаться уголовным преследованием должника для оказания на него давления.

Красноречивым примером применения этой схемы авторы доклада считают конфликт между "Альфа-банком" и владельцем группы "Коперник" Александром Сенаторовым. С 2006 по 2008 гг. банк выдал несколько кредитов на общую сумму 143 млн долларов США, по которым Сенаторов выступал поручителем. Руководством "Альфа-банка" была предложена схема кредитования, которая включала в себя официальную и неофициальную части, отмечается в доклаже. Неофициально банк договорился с заемщиком о том, что он приобретет векселя подконтрольных "Альфа-банку" компаний, а затем заложит их банку. Однако в 2009 году "Альфа-банк" по однодневной просрочке оплаты текущего платежа по кредиту обратил взыскание на заложенные векселя. Таким образом контроль над акциями компании заемщика, которая владела активами на сумму более 180 млн долларов США, т.е. существенно большими, чем сумма кредита, перешел структурам, подконтрольным "Альфа-банку".

По словам Кирилла Кабанова, в настоящее время в рамках рабочей группы Совета по противодействию коррупции и обеспечению общественной безопасности создана группа экспертов, которая на постоянной основе будет работать с обращениями граждан и организаций на предмет выявления рейдерства. Для этой цели планируется создать единый информационный портал. О результатах работы группа будет информировать Следственный комитет Российской Федерации.