Вице-премьер Игорь Сечин поручил Минэнерго и Роснефти подготовить проект создания государственной нефтегазосервисной компании на базе сервисных активов Роснефти и Роснефтегаза. По данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM от аналитического агентства "Инвесткафе", аналитики полагают, что появление на нефтесервисном рынке крупного универсального государственного игрока изменит расстановку сил в отрасли, где сейчас есть лишь несколько крупных российских компаний.

"Еще 10-12 лет назад конкурентный рынок нефтесервиса в России не существовал, - напомнил аналитик "Инвесткафе" Виталий Михальчук. - Большую часть работ выполняли дочерние сервисные подразделения ВИНКов, а слишком сложные для них проекты отдавались крупным иностранным компаниям, таким как Schlumberger, Halliburton и Baker Hughes. Последние 5-6 лет нефтяные компании начали продавать свои нефтесервисные активы или выделять их в формально независимые компании. Например, крупнейшая российская независимая компания Eurasia Drilling Company - бывший сервисный актив Лукойла. ТНК-BP обменяла свои сервисные активы на 3,5% акций Weatherford, в марте 2011 года Газпром продал Бургаз за 4,05 млрд. руб. структурам Аркадия Ротенберга, а Газпром нефть закончил распродажу сервисных активов совсем недавно - 23 января 2012 года".

Основная причина выхода нефтяников из сервисных активов, по мнению эксперта - неэффективность работы в рамках одной компании. "Комплекс сервисных услуг включает множество различных направлений (разведка, бурение, производство и обслуживание оборудования, научно-исследовательские работы по увеличению нефтеотдачи и др.), поэтому ВИНКам приходится содержать десятки таких предприятий. Затраты на нефтесервис у компаний, пользующихся услугами внешних подрядчиков, в целом ниже - около 15 долларов на тонну добытой нефти, а нефтяники, использующие собственные сервисные подразделения, тратят от 18 долларов на тонну, - пояснил он. - На рынке мало крупных российских независимых сервисных компаний, способных противостоять лидерам западного нефтесервисного рынка. Создание государственной сервисной компании на базе активов Роснефти и Роснефтегаза - интересный шаг, но объединение компаний под давлением государства в конце концов приведет к монопольному рынку, что поставит под вопрос рентабельность многих проектов. Более логичной выглядит консолидация мелких компаний через поглощения их крупными игроками, пока на рынке не останется 8-10 корпораций, контролирующих 80-90% рынка".

Таким образом, не исключено, что появление государственной компании на базе Роснефти может ударить по российским нефтесервисным компаниям, даже если снижение доли иностранных компаний на рынке будет достигнуто, резюмировал аналитик.