"У нас есть потенциал для доведения количества наших магазинов до 100", - заявил исполнительный директор сети супермаркетов "СТАР" Ваан Керобян в интервью ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Г-н Керобян, недавно произошло поглощение сети супермаркетов "Фреш" со стороны руководимой Вами торговой сети "СТАР". Скажите, пожалуйста, как это повлияло на "СТАР" в плане объемов торговли и прибыльности?

- Как известно, естественное поглощение - сложный процесс, и требуется время, чтобы понять какие дивиденды это может принести двум компаниям. Приобретение "Фреша" со стороны сети супермаркетов "СТАР" произошло без нарушений правил игры на рынке. К этому выводу также пришла Государственная комиссия по защите экономической конкуренции Армении. Указанная сделка дала также свои положительные результаты. Могу раскрыть секрет, что расширение для таких торговых сетей, как наша способствует увеличению объемов продаж. Поглощая конкурентов, мы в первую очередь пытаемся за счет увеличения объемов закупок снизить себестоимость товаров и предложить их нашим клиентам по более низким ценам. Это в свою очередь означает привилегии в конкуренции по отношению к другим сетям. В этом контексте приобретение "Фреш" бесценно.

ИА REGNUM: Если можно представьте в цифрах, насколько после приобретения "Фреш" выросла прибыльность и объемы продажи "СТАР"?

- В этом году сфера розничной торговли в Армении растет, и наш рост "like for like", что представляет собой сравнение общего объема торговли наших магазинов в годовом разрезе, на 10-12% превышает показатель прошлого года. Это приятная новость, так как обычно указанный показатель является производным от общего экономического роста и хорошей работы компании. Потребление в настоящий момент растет, что свидетельствует о росте покупательской способности наших граждан. Кроме того, после приобретения "Фреш" и открытия новых магазинов, объемы продаж "СТАР" по сравнению с прошлым годом выросли на 50%.

ИА REGNUM: Как Вы оцениваете рынок розничной торговли в Армении?

- Рынок розничной торговли в Армении находится на этапе экстенсивного развития, и сейчас большие сети супермаркетов занимают не более чем 15% рынка. То есть, 85% розничной торговли осуществляется на улицах, в мелких магазинах и на рынках. Это, в свою очередь, свидетельствует о большом потенциале развития, что мы попытаемся сделать по возможности эффективно, чтобы потребитель сразу почувствовал разницу в положительном ключе. Например, после того как мы открыли в последнее время новый магазин за пределами Еревана, в городе Бюрегаван, нас удивил тот факт, что стандартные цены в Ереване несравнимо низки, чем в Бюрегаване, в то время как покупательская способность в регионах намного уступает Еревану. Таким образом, открывая новые магазины в других городах страны, мы способствуем снижению там общего уровня цен в розничной торговле.

ИА REGNUM: Одной из причин того, что сети супермаркетов занимают только 15% от общего рынка розничной торговле в республике является их концентрация в Ереване. В каких городах "СТАР" планирует открыть новые магазины, и есть ли какое-то окончательное видение развития сети, к которому Вы стремитесь?

- Мы планируем открыть магазины в Аштараке, Эчмиадзине и обсуждаем стратегию развития "from in to out", то есть из Еревана в области. Считаю, что диверсификация розничной торговли очень важна для Армении, чтобы имело место правильное распределение доходов между Ереваном и областями. С помощью этого произойдет и реальное улучшение уровня жизни в областях страны. В настоящий момент наша сеть насчитывает тридцать супермаркетов, и планируем открыть еще двадцать до марта месяца следующего года, половина которых будет расположена в областях. Наша цель стать национальной торговой сетью. Я пока не могу сказать, где мы остановимся, однако мое нынешнее видение подсказывает, что у нас есть потенциал для доведения количества наших магазинов до 100.

ИА REGNUM: В Армении существуют несколько сетей супермаркетов. Как вы оцениваете конкуренцию в этой области?

- Как я уже сказал, крупные торговые сети не занимают больше 15% общего рынка розничной торговли, однако существующую конкуренцию нельзя назвать равной. Естественно у некоторых из наших конкурентов есть неконкурентные привилегии, что мы пытаемся нейтрализовать посредством введения различных новшеств и эффективной работы. В этом плане мы пытаемся также найти ту часть рынка, где мы можем развернуть спокойную деятельность. Показателем сказанного является то, что мы сейчас сконцентрировались на строительстве локальных магазинов от 200 до 400 кв.м на оживленных перекрестках или кварталах. Это позволит нам войти в неконкурентное поле и не думать о привилегиях наших конкурентов.

ИА REGNUM: У вас есть такой конкурент как сеть супермаркетов "Ереван-Сити", владелец которого является крупным импортером и имеет монополию на импорт некоторых видов товаров. Как это влияет на "СТАР", не душит ли это других участников рынка розничной торговли?

- Это большая проблема. Я уже сказал, что в Армении не всегда существуют равные условия для конкуренции, однако мы пытаемся сотрудничать также с ними и сделать все, чтобы нейтрализовать их привилегии посредством эффективной работы и маркетинга. По нашим самым приблизительным подсчетам, неконкурентные привилегии других игроков рынка розничной торговли составляют около 5% от общего оборота. Это чрезвычайно высокая сумма в розничной торговле.

Беседовал Аршалуйс Мгдесян