Противоречивые сведения в эти дни приходят из Воронежского акционерного самолётостроительного общества (ВАСО). По словам работников предприятия, на заводе начались массовые сокращения, в то время как его руководители заявляют, что увольняют лишь пенсионеров. Руководитель независимого профсоюза завода Леонид Рыжов рассказал о том, что происходит на бывшем флагмане отечественного самолётостроения, и как предприятие оказалось в ситуации, что вынуждено сегодня сокращать своих сотрудников.

- Что сейчас происходит на Воронежском авиастроительном?

- Ситуация на заводе критическая. Только в нашем отделе реконструкции и модернизации из 42 человек заявление об уходе написали 15. И это, казалось бы, тот отдел, без которого обойтись нельзя. И руководство ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация), и областные, и федеральные власти взывают к тому, чтобы производство модернизировалось и становилось конкурентоспособным, но при этом на ВАСО сокращается штат конструкторов. И, в принципе, нет особой разницы - с какой формулировкой уходят люди, важнее причина: градообразующее предприятие не может загрузить людей работой, так как не имеет ни реальных заказов, ни средств, ни ресурсов. И, несмотря на все высокие визиты и обещания сохранить в Воронеже авиационное производство, на деле никакой поддержки нет: федеральное руководство предпочитает закупать самолёты за границей. И очень может статься, что совсем скоро из флагмана отечественного самолётостроения ВАСО превратится в завод по выпуску запчастей.

- Как вы оцениваете тот факт, что Александр Лебедев, владелец лизинговой компании "Илюшин-Финанс", которая являлась крупнейшим заказчиком вашего предприятия, не так давно продал ее акции?

- У нас на заводе ситуация, считаю, более чем критическая. Идут увольнения, заказов нет. Тот же миллиардер Лебедев вначале много чего обещал, выступал в защиту нашего завода. Говорил, что деньги, пущенные на завод, разворовываются. Но дальше критиканства он не пошел. Заказами ВАСО не обеспечил. Какой же он, "Ильюшин-Финанс", крупнейший заказчик? Где жизненно необходимые заводу лизинговые проекты, о которых он говорил? Завод у нас на глазах разрушается. Понятно, что олигарху до этого нет дела. Его интересует своя прибыль. А тут он понял, что в сфере отечественного авиастроения сейчас времена сложные, отдача инвестициям если и будет, то нескоро. А барыши олигархам нужны быстрые. Вот Лебедев и вышел из этого бизнеса.

- Это усугубило кризис на заводе?

- Конечно, усугубило. Если предприниматель такого уровня публично ставит крест на сотрудничестве с заводом, то это негативный сигнал для всех инвесторов. Видимо, Александр Лебедев заранее знал, что ВАСО этим летом окажется в совсем плохом положении. Поэтому так спешно и избавлялся от акций "Ильюшин-Финанс". Продать не смог, согласился на товарный обмен активов. Это больше похоже на бегство с корабля. Не по государственному это. Хотя я не снимаю ответственности за ситуацию на ВАСО и с государственных структур. Их представители понимают, что если сказать, что на заводе производятся массовые сокращения - поднимется шум. Поэтому делается так: начинается объединение цехов, после чего пытаются разогнать специалистов, технологов, начальников цехов.

- Но факты свидетельствуют о том, что Лебедев эффективно управлял лизинговой компанией "Ильюшин-Финанс". Если по итогам прошлого года ВАСО был в убытках, то компания "Илюшин-Финанс" получила прибыль в 2,3 раза выше позапрошлогоднего показателя. Разве это не свидетельство того, что предприниматель наладил работающие лизинговые проекты с ВАСО?

- Да у него потому прибыль, что он работал с иностранными компаниями. А на нас, на ВАСО, махнул рукой. Вспомните, как он обиделся на "Аэрофлот", когда этот национальный перевозчик отказался приобретать 30 "аирбасов" по контракту, который активно лоббировал глава Национальной резервной корпорации. Олигарх от обиды даже вышел из акционеров "Аэрофлота". Спрашивается: зачем же ты назвался "Ильюшин-Финанс", если лоббировал закупку иностранных лайнеров вместо того, чтобы обеспечивать загрузку воронежского завода? Тогда бы уж назвал свою компанию "Аирбас-Финанс".

- Кто, по-вашему, несет ответственность за то, что ВАСО разваливается и теряет лучшие кадры? Что намерен предпринять ваш независимый профсоюз в связи с происходящим на заводе?

- Вина общая. В том числе и государства, которое пустило дела в авиастроении на самотек и слишком передоверилось олигархам, которые выжали из отрасли все соки, все прибыли, а потом сбежало из этого бизнеса.

Мы от нашего независимого профсоюза заводчан послали в свое время руководству страны хорошее письмо. Попросили дать нам заказ на сто самолетов ИЛ-96. Это мы, кстати, выполняли работу за миллиардера Александра Лебедева, который должен был этим заниматься, лоббировать наш завод. Так вот, мы написали, что это обеспечит хорошие возможности передвигаться по нашей стране и по дешевым билетам. Ну и в итоге к нам приехал Христенко. Журналисты спросили у него, мол, что ответите на инициативу профсоюза по поводу госзаказа на ИЛ-96. А он только посмеялся. И сказал, что надо иметь воспаленное воображение, чтобы такие предложения делать. Словом, показал нам наше место: мол, сидите и не рыпайтесь, а самолеты будем закупать за рубежом. И на этом будут обогащаться олигархи из лизинговых компаний...

Что намерен профсоюз предпринять сейчас, когда ситуация на ВАСО становится необратимой? Мы обращались к генеральному директору, к губернатору области. Нам отвечают, что все по плану, не волнуйтесь. На днях мы обратились в Государственную думу, просим заступиться за наш завод, который олигархи и чиновники бросили на произвол судьбы и довели до ручки.