"Политика и большой бизнес всегда идут рука об руку. И вопросы международных отношений здесь - не исключение. Но если многие отечественные монополисты и олигархи вынуждены брать под козырек в ответ на "просьбы" власти (таковы правила игры) и тратить деньги на возврат сокровищ русской культуры на родину или проплачивать выступления популярных народных коллективов за рубежом, то компания Дмитрия Мазепина "Уралхим" - явное исключение из этого правила". Такое мнение высказывает Семен Артемьев, автор статьи "Уралхим" VS Правительство РФ", опубликованной в "Общей газете". Предлагаем полный текст статьи вашему вниманию.

Не так давно топ-менеджер "Уралхима" Дмитрий Коняев в одном из интервью заявил: "Прошедший год был хорошим... Поддержку оказала и ситуация в Северной Африке. Этот регион - один из крупнейших производителей азота и фосфора, а революции привели к снижению объемов производства... результатом этого стал взрывной рост спроса и цен".

Перефразируя бессмертного доктора Быкова, скажу: "Если ты отключаешь телефон, то ты обязательно должен включить мозги. Что-то из этого должно работать всегда".

Коняев, видимо, совсем не подумал о той политической составляющей, которая прозвучала в его словах. Он просто с предельной искренностью выразил то, что было на душе.

Хочется напомнить "Уралхиму": общие потери стран Северной Африки и Ближнего Востока от "арабской весны" составили, по подсчетам МВФ, 56 миллиардов долларов, а замглавы Лиги арабских государств озвучил цифру свыше 75 миллиардов! И это без учета разрушений инфраструктуры и потерь для бизнеса! Экономика Ливии лежит на боку, 740 тысяч человек бежали из страны. О зверствах и дикости происходившего уже не говорю. "Арабская весна" дала миру самые масштабные беспорядки со времен Второй мировой войны, изменив - с участием мировых разведок и исламистов - расстановку сил в регионе и создав ситуацию, чреватую сильнейшими потрясениями.

Но "Уралхиму" - одна радость! Вот уж точно - кому война, а кому - мать родна!

В компании сегодня радостно потирают руки: ни по азотным, ни по калийным удобрениям падения цен не будет. "Сегодня карбамид торгуется на Балтике по 500 долларов за тонну", - говорит Коняев. Странно, однако, то, что в ожидании очередного урожайного года в виду новых, максимально высоких цен "Уралхим" запланировал... уменьшение прибыли на 20 миллионов долларов. На вопрос "а почему" руководство компании невинно отвечает - мол, тарифы на все растут.

Дмитрий Коняев явно лукавит. Да, тарифы на газ вырастут, но не более чем на 15%, при этом для промышленных предприятий они будут рассчитываться с помощью формулы цены. И поведавший о снижении прибыли Коняев был бы прав - при условии, если бы цены на удобрения на мировом рынке не подросли. Да и о росте объемов производства на предприятиях "Уралхима" (не менее 6% в год) забывать также не надо.

Естественно, что страсть структур Мазепина к поглощениям и корпоративным конфликтам проявилась и тут. С плохо скрываемым раздражением Дмитрий Коняев сказал: "Идея о покупке [собственного газодобытчика - авт.] была, но главным сдерживающим фактором здесь является транспортная составляющая - труба монополизирована "Газпромом". Пока мы отложили этот вопрос".

Как показывает практика слияний и поглощений последних 15 лет, за такими многозначительными "пока" обычно следуют скандалы, связанные с перепиской акций, либо другими способами "отъема" активов у их законных владельцев.

И есть еще одна тема, которая сильно беспокоит команду "Уралхима" - вступление России во Всемирную торговую организацию.

Казалось бы, что может волновать эту компанию? Рынок сбыта - чуть ли не весь земной шар, сезонные колебания нивелируются за счет волатильности спроса в регионах. Среди главных клиентов - Европа и Латинская Америка, континенты с развитым сельским хозяйством.

Тем более, что политическое решение руководством страны по этому вопросу принято и вполне однозначное - Россия до конца августа должна стать полноправным членом ВТО.

Но "Уралхим" против этого решения - оно, мол, не принесет никаких дивидендов для производителей удобрений, и никакого облегчения доступа на внешние рынки не произойдет. "Сегодня доступ аммиачной селитры практически запрещен на рынки ЕС и США, существуют также значительные ограничения для поставок карбамида в США. И положения ВТО не предусматривают жестких требований отмены антидемпинговых пошлин и других ограничений, - говорит представитель "Уралхима" Нина Хангальдян.

Подождите, господа! Но глава вашей компании сказал прямо противоположное: "У нас уже есть большой спектр продукции... Такая продукция востребована в Европе... а логистика с Балтики - это Северная Европа, Скандинавия, Прибалтика, Великобритания, Ирландия". То есть, страны Европы все-таки являются потребителями продукции "Уралхима", который, по словам того же господина Коняева, предпочитает прямые продажи и 75% своего экспорта отдает именно местным импортерам! Или г-жа Хангальдян не знает о специфике продаж своей компании?

Понятно, когда против ВТО митингуют сельхозмашиностроители или производители обуви, свинины и швейных изделий. Но производители минеральных удобрений однозначно выигрывают от вступления в ВТО! Об этом говорят все эксперты - начиная от главы "Деловой России" Бориса Титова и заканчивая нынешним и.о. председателя Правительства Пермского края (где расположены основные предприятия "Уралхима"!) Михаилом Антоновым.

Значит, вопрос не пользе или вредоносности ВТО. Может, указывая "по умолчанию" на неправильность действий Президента и Правительства России, топ-менеджеры "Уралхима" преследуют иные, уже политические цели, а не только желание прибрать к рукам вожделенную трубу "Газпрома"?