Банкротство "Межпромбанка" стало крупнейшим в истории Агентства по страхованию вкладов (АСВ) - его долги достигали 90 млрд руб., а большинство активов, как выяснилось в ходе конкурсного производства, не стоили почти ничего: около 90% кредитов было выдано "своим" структурам. Об этом сообщает газета "Ведомости". Полученные от Центробанка деньги пошли "на весьма своеобразные цели", вспоминал куратор надзорного блока ЦБ Геннадий Меликьян: основную их часть клиенты "Межпрома" перевели в швейцарский банк на счет компании, одним из директоров которой являлся "сын российского резидента, протектора траста (семьи Пугачева, владевшего "Межпромбанком")". Меликьян имен не назвал. Это был родственник Пугачева, а протектором - он сам, рассказал "Ведомостям" источник, близкий к ЦБ. Этот протектор еще и получил дивиденды, а также пользуется самолетом, купленным на средства, выведенные из "Межпрома" под видом кредита кипрской компании, перечислял Меликьян.

ЦБ согласился пролонгировать беззалоговые кредиты при условии, что "Объединенная промышленная корпорация" Пугачева даст в обеспечение судостроительные активы - "Северную верфь" и Балтийский завод, отмечает ИА "Росбалт". Ему пришлось долго судиться за эти активы - структуры Пугачева пытались оспорить договор залога. Судится и Агентство по страхованию вкладов (АСВ) - за возврат акций "Енисейской промышленной корпорации", служивших обеспечением по кредиту "Межпромбанка": оказалось, что незадолго до отзыва у банка лицензии обременение с них было снято, а компания - продана.

Как это произошло, приходится восстанавливать по крупицам, сообщает издание. Из банка исчезла большая часть документов. "Привлечение виновных (в крахе "Межпромбанка") к ответственности затруднено, поскольку в банке сохранились сведения об операциях только за последние три месяца его работы", - говорил первый заместитель гендиректора АСВ Валерий Мирошников. По сведениям издания, за два года с момента отзыва лицензии АСВ за счет продажи имущества и активов "Межпромбанка" смогло выплатить кредиторам около 5 млрд руб. Остается 84,8 млрд.

Напомним, что проект строительства железной дороги Кызыл-Курагино и освоение крупнейшего Элегестского угольного месторождения в Тыве оказались под угрозой в связи со вскрывшимися обременениями акций "Енисейской промышленной компании" (ЕПК) и ее многочисленными долгами. До лета прошлого года основным владельцем "Енисейской промышленной компании", как и "Межпромбанка", являлся бизнесмен Сергей Пугачев. В июне 2011 года ЕПК была приобретена акционерами "Русской медной компании" (РМК) Игорем Алтушкиным и Русланом Байсаровым. В конце августа Руслан Байсаров объявил, что выходит из проекта. Он рассказал, что когда заключалась сделка, некоторые залоговые и долговые обязательства ЕПК были известны и новые владельцы готовы были их решить. Но в ходе работы выявились и другие обязательства компании на большие суммы, преимущественно перед структурами того же Пугачева. В основном, акции ЕПК использовались в качестве залога при выводе средств, причем неоднократно, отмечают эксперты.

Сообщается, что "Межпромбанк" накануне отзыва у него лицензии в 2010 году выдал 120 "липовых" кредитов шестидесяти российским компаниям - на сумму порядка 63 млн рублей. Все они были выданы под залог 2000 акций офшорной кипрской компании OPK Mining Ltd. Причем ценные бумаги этого офшора "Межпромбанку" передал еще один офшор - Solaris Property Invest Corp. По сведениям АСВ, на момент заключения договоров залога компания OPK Mining Ltd. владела 1% акций ЕПК и 99% акций ЗАО "Фармавит", которое в свою очередь было собственником 99% акций ЕПК. То есть вся "Енисейская промышленная компания" вместе с лицензией на разработку Элегестского месторождения, принадлежавшая Пугачеву, через два кипрских офшора отошла под залог "Межпромбанку", владельцем которого был тот же Пугачев.

Через короткое время, несмотря на то, что срок погашения этих кредитов еще не подошел, Solaris и "Межпромбанк" заключили соглашения о расторжении договоров залога. Никакой реальной деловой цели это не имело, зато получилось так, что "Межпромбанк" выдал в кредит без обеспечения больше $2 млрд. Эти деньги, естественно, растворились в воздухе, отмечают эксперты. А акции ЕПК впоследствии путем многочисленных сложных транзакций попытались перевести на несколько панамских компаний. Учитывая установленные факты и аффилированность между "Межпромбанком" и компанией Solaris, АСВ обратилось в Арбитражный суд Москвы. 21 ноября 2011 года он удовлетворил заявление Агентства, признав соглашения о расторжении договоров залога недействительными. Одновременно "Межпромбанк" признали залогодержателем 100% акций OPK Mining Ltd.

Помимо риска восстановления залога акций, существует задолженность ЕПК перед Международным промышленным банком на сумму порядка $60 млн и поручительство ЕПК за другую структуру, принадлежащую Пугачеву, на сумму порядка $20 млн. На сегодняшний день удовлетворены в судебном порядке иски АСВ к ЕПК на сумму порядка 877 млн рублей. Иски на оставшуюся часть задолженности ЕПК находятся на рассмотрении в судах и могут быть удовлетворены в ближайшее время.