Международный валютный фонд рассмотрит заявку официального Минска на кредитование только после того, как убедится в готовности Белоруссии пойти по пути глубоких либеральных преобразований. Об этом 29 октября заявил журналистам руководитель миссии МВФ Дэвид Хофман по итогам переговоров с председателем Совмина Белоруссии Михаилом Мясниковичем.

Напомним, третья миссия МВФ по постпрограммному мониторингу во главе с Дэвидом Хофманом работала в Белоруссии 18-29 октября. С января 2009 года по апрель 2010 года Белоруссия реализовала программу МВФ stand-by, под которую фонд выделил $3,6 млрд кредитных ресурсов. Официальный Минск добивается возобновления кредитования: 31 мая 2011 года власти Белоруссии обратились к МВФ с просьбой о предоставлении стабилизационного кредита в размере $3,5-8 млрд, но до сих пор не получили положительного ответа - фонд даже не рассматривал данную заявку. Представители официального Минска связывали задержки рассмотрения заявки Белоруссии на кредитование МВФ с политическими мотивами, представители фонда опровергли данные утверждения.

В ходе встречи глава миссии экспертов отреагировал на заявление Мясниковича о том, что официальный Минск по-прежнему рассчитывает на новую программу кредитной помощи со стороны Международного валютного фонда. По словам Хофмана, перспективы новой программы сотрудничества между МВФ и Белоруссией можно обсуждать и далее, однако в настоящее время власти республики не создали условий для того, чтобы руководство фонда одобрило выделение республике новых кредитов в рамках новой программы сотрудничества. Для того, чтобы заявка официального Минска могла рассматриваться с перспективой положительного решения, властям Белоруссии следует продемонстрировать согласованный план глубоких структурных реформ. Пока этого плана, согласованного на самом высшем уровне руководства республики (т.е. на уровне Александра Лукашенко) не будет - не будет и рассмотрения белорусской заявки на кредитование. Хофман отметил также, что в ходе переговоров о новой программе stand-by не обсуждается конкретная сумма, фонд ориентируется на заявление официального Минска, сделанное в мае 2011 года.

По словам Хофмана, МВФ пока не может рассмотреть белорусскую заявку на кредитование, однако не станет возражать против размещения Белоруссией евробондов. "Это позволило бы получить дополнительное внешнее финансирование", - сказал Хофман, отметив при этом, что руководству республики следует отслеживать состояние своего внешнего долга.

Глава миссии МВФ констатировал негативные последствия для белорусских предприятий от вступления России во Всемирную торговую организацию, нарастающий отток квалифицированной рабочей силы из Белоруссии, проблемы с приватизацией госсобственности и др. Хофман отметил, что властям Белоруссии следует сократить госрегулирование ценообразования, сократить финансирование госпрограмм, что позволит сэкономить ограниченные ресурсы, а финансирование наиболее перспективных проектов и предприятий должны осуществлять комбанки. Кроме того, считает представитель МВФ, официальному Минску следует гарантировать права частной собственности, разработать стратегию реструктуризации и приватизации, реализовать механизмы адресной социальной помощи наиболее уязвимым слоям населения. В ближайшее время Нацбанку Белоруссии следует существенно повысить ставку рефинансирования, а правительству не допускать опережающих темпов роста реальной зарплаты над производительностью труда, отметил Хофман. Представитель фонда назвал нереалистичной реализацию утверждённых руководством республики планов по росту ВВП в 2012 и 2013 гг. (5-5,5% и 8,5% соответственно).

Как сообщало ИА REGNUM, 29 октября глава Совмина Белоруссии Михаил Мясникович на встрече с руководителем отработавшей в республике третьей миссии МВФ Дэвидом Хофманом заявил, что после консультаций с представителями Совмина и Нацбанка Белоруссии эксперты фонда не получили достаточно информации и в итоговом отчёте сделали "не совсем объективные" выводы.