По сообщениям ряда российских изданий, в российской авиакомпании "Аэрофлот" ведется расследование, связанное с подозрениями в коррупции первого заместителя генерального директора по операционной и коммерческой деятельности "Аэрофлота" Андрея Калмыкова.Обстоятельства его работы в компании сейчас изучает ФСБ, утверждают источники. Возможно, отстранение Калмыкова от курирования коммерческого сектора является шагом к его увольнению, а участие в расследовании правоохранительных органов указывает на то, что оно может завершиться возбуждением уголовного дела, отмечают эксперты. В настоящее время пост Калмыкова занимает другой замдиректора "Аэрофлота" - Шамиль Курмашов.

Антикоррупционный процесс в "Аэрофлоте" развивается на фоне мощной волны противодействия коррупции, развернувшейся по инициативе президента Владимира Путина. "В целом, это сигнал хороший. От разговоров про коррупцию мы наконец перешли к делу. Это дает надежду тем, кто стремится к правовому государству, к созданию гражданского общества", - отметил депутат Государственной думы РФ от партии "Единая Россия" Виктор Плескачевский. "За минувший год мы стали свидетелями сразу нескольких скандалов - Минобороны, Минрегион, ГЛОНАСС, а теперь вот "Аэрофлот", - согласен с ним политолог, замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. - Но скандал в "Аэрофлоте" выбивается из списка предыдущих коррупционных скандалов. Предыдущие компании были неэффективны. То есть коррупция была настолько велика, что эффективность была низкой. А "Аэрофлот" при этом эффективная компания. Причем настолько, что многие отдают ей предпочтение, а не западным перевозчикам".

По предварительным данным правоохранителей, при разработке ГЛОНАСС было похищено более 6 млрд рублей, часть из которых злоумышленники успели вывести за пределы России. Петербург отметился сразу двумя крупными расследованиями. Чиновники ЖКХ, используя для ремонта городских коммуникаций бракованные трубы, по подсчетам специальной комиссии, похитили из бюджета порядка 3 млрд рублей. А в петербургском управлении Федеральной службы исполнения наказаний была вскрыта преступная схема, из-за которой потери государства могут достигать 6 млрд рублей ежегодно.

Эксперты полагают, что изучение коррупционной картины госсектора будет только углубляться. "Есть очень большое давление к тому, чтобы заняться госкорпорациями. Потому что есть большое подозрение, что уровень коррупции в них выше, чем в госучреждениях. Так что думаю, чистка госкорпораций еще впереди", - уверен политолог, член Общественной палаты, проректор РЭУ им. Плеханова Сергей Марков. В свою очередь политолог Вячеслав Никонов, президент фонда "Политика", отмечает, что государство всерьёз взялось за антикоррупционные схемы. "Мы видим, что идет достаточно системная работа по борьбе с коррупцией, которая касается большого количества сфер нашей жизни. Работа тяжелая, потому что коррупция документируется очень сложно, так как мало заинтересованных в том, чтобы эти факты выходили наружу. Но борьба будет продолжаться, - прогнозирует Никонов. - Ведь, очевидно, что государство нормально развиваться в коррупционных условиях не может. Это создает проблемы, связанные с экономическим ростом. А его нужно ускорять - о чем и сказал Путин в послании Федеральному собранию".

"Появлению еще одного громкого дела не стоит удивляться. С коррупцией всегда боролись. Но после того, как Владимир Путин объявил о начале войны с ней, стали бороться еще активней, - соглашается с Никоновым член комитета Государственной думы РФ по безопасности и противодействию коррупции, депутат от фракции "Единая Россия" Николай Макаров. - Речь идет о комплексной, системной, борьбе с коррупционерами".

Попавшему под подозрение Калмыкову инкриминируют связь с туристической компанией "Санрайз" и лоббирование ее интересов внутри "Аэрофлота". Как полагают в правоохранительных органах, Калмыков мог обеспечивать своим протеже крупные партии билетов на наиболее востребованные маршруты, используя при этом непрозрачные схемы, наносящие вред самому "Аэрофлоту".

"Известно, что Калмыков был аффилирован компанией "Санрайз-Тур". И хотя сама компания утверждает, что она работает на общих основаниях, весь рынок прекрасно знает, что они получали самые лакомые места на массовых направлениях, да еще и по особым ценам", - считает представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.

"Аэрофлот" - публичная компания, поэтому ее деятельность находится под пристальным вниманием акционеров. Поэтому для нее важная прозрачность и открытость, - уверен Игорь Голубев, начальник отдела анализа эмитентов "Номос Банк". Калмыков же, пользуясь служебным положением, пренебрегал этими установками. После его появления на посту руководителя коммерческого направления в 2010 году, "Аэрофлот" прекратил выставлять на открытые электронные торги билеты на направления, наиболее интересные туристическим компаниям.

"Когда аффилированные туристические компании имеют определенные преимущества перед другими операторами, страдают все. Это влияет и на распределение мест, и на цены. Но мы видим, что наступает расплата за такие вещи. Причем наступает всегда. Мы заинтересованы в том, чтобы все имели равные условия", - заявила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. В турбизнесе давно подозревали, что между "Аэрофлотом" и "Санрайз" есть невидимая связь. Сотрудники обанкротившейся туркомпании "Ланта-тур" прямо написали в своем открытом письме руководству, что самые привлекательные билеты оказываются у "Санрайз", причем по ценам ниже рыночных.

"Во время работы Андрея Калмыкова были практически дискредитированы электронные торги "Аэрофлота". Придуманные для того, чтобы сделать максимально прозрачным распределение мест, при нем они стали формальностью. На них выставлялись никому ненужные направления, а лучшие направления распределялись кулуарно. По этому поводу были проверки прокуратуры, проверка Росимущества. И все эти проверки выявили много разных нарушений", - напоминает Тюрина.

Еще одним поводом к претензиям в адрес Калмыкова считаются финансовые результаты курируемой им дочерней компании авиаперевозчика "Аэрофлот - Оренбургские линии". Сосредоточившись на контрактах с "Санрайз-тур" и еще одной компанией - "Пегас Туристик" - она пришла к концу года с убытками, отмеченными впервые за более чем 10-летний срок. "Аэрофлот" - акционерное общество, которое подчиняется всем законам корпоративного управления. Государство здесь стратегический инвестор, но не единственный: есть и достаточно крупные миноритарные частные акционеры. Разумеется, прозрачность для "Аэрофлота" крайне важна, особенно в свете того, что компания собирается продавать бумаги и на мировых площадках, выпустив GDR", - резюмирует аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк.