Сфера ЖКХ в России непрозрачна, государство препятствует попыткам ее общественного контроля, к такому мнению пришли участники круглого стола, посвященного защите прав потребителей коммунальных услуг, который состоялся в Общественной палате РФ 31 мая, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Среди основных проблем, с которыми сталкиваются граждане в коммунальной сфере, эксперты назвали непрозрачность тарифов и системы начисления платежей, произвол управляющих компаний, отсутствие контроля деятельности поставщиков коммунальных услуг со стороны государственных органов и фактическую невозможность осуществлять его силами общественности.

Илья Чернышов, член совета Тюменского Союза потребителей, отметил, что единого федерального взгляда на проблемы ЖКХ нет, отдельные случаи рассматриваются Роспотребнадзором и прокуратурой, но процедуры подачи и рассмотрения претензий граждан на общероссийском уровне не существует.

Генеральный директор Общероссийской общественной организации "Российская жилищная федерация" Герман Ломтев привел ряд конкретных примеров необоснованного завышения нормативов и тарифов в Санкт-Петербурге. По его словам, власти северной столицы намеренно закрывают глава на явные злоупотребления, допускаемые управляющими компаниями в сфере ЖКХ.

Общее мнение выразила президент Краснодарской краевой ассоциации по защите прав потребителей Любовь Бахметова. Она призвала законодательно обязать поставщиков коммунальных услуг допускать общественные организации к контролю над их деятельностью.

"Пока политической воли нашей власти не будет, изменить всю эту ситуацию не удастся. Мы, эксперты, нужны, чтобы показать, как выглядит ситуация внизу, но бороться с этим монстром нашими силенками невозможно", - заявила Бахметова.

Итог дискуссии подвел руководитель рабочей группы по защите прав потребителей, член ОПРФ Владимир Слепак: "Эффективный общественный контроль за соблюдением прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере возможен только как элемент системы государственной политики. Государство допустило огромную ошибку, огромный перекос в пользу защиты прав бизнеса. Ослабление государственного контроля никогда не послужит стимулом для добросовестной работы бизнеса, и мы это видим по сфере ЖКХ. Почему мы потребляем услуги, которые не дают нам гарантий качества и безопасности? Пока государство не повернется лицом к потребителю, мы ничего не сделаем".

Отметим, что в марте 2013 года проведен независимый дистанционный мониторинг и анализ результатов раскрытия информации (ПП РФ от 23 сентября 2010 г. № 731), в открытых источниках 125 управляющими компаниями, обслуживающими порядка 18 тыс. многоквартирных домов, с охватом территории 70 районов (городских округов) одного из самых крупных регионов Российской Федерации - Московской области. В апреле 2013 года аналогичный мониторинг проведен в г. Москве. Исследования выявили многочисленные нарушения прав потребителей, начиная с недобросовестного выполнения поставщиками услуг ЖКХ своих обязанностей и заканчивая прямыми случаями мошенничества.

Напомним, круглый стол "Защита прав потребителей в сфере ЖКХ" состоялся в Общественной палате РФ 31 мая. Организаторами выступили: рабочая группа палаты по защите прав потребителей, Союз потребителей РФ и НП "Реальный контроль". В круглом столе приняли участие члены Общественной палаты, а также представители организаций по защите прав потребителей из нескольких регионов страны. По итогам мероприятия была принята резолюция.