Несмотря на активное продвижение государственно-частного партнерства и огромную поддержку государства, очередной конфликт возник в Красноярском крае. О проблемах Енисейского фанерного комбината на страницах "Московского Комсомольца" рассуждает доктор экономических наук Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации.

Эксперт подчеркивает, что государство предоставило принадлежащим ему банкам огромную помощь именно для формирования качественно новой экономической модели, позволяющей реальному сектору развиваться и сохранять конкурентоспособность даже при неблагоприятных внешних условиях. Однако, на сегодняшний день, некоторые госбанки, приняв деньги от государства, пользуясь смягченными нормами регулирования, и в определенных ситуациях ведут себя даже не как коммерческие банки. Причем речь идет об исполнении их собственных обязанностей!

Именно в такой ситуации и оказался Енисейский фанерный комбинат в городке Сосновоборске построенный на кредит одного из госбанков на "руинах" завода по производству автоприцепов. Предприятие, оснащенное лучшим зарубежным оборудованием, крупнейшее в России, с огромными перспективами развития, выпустило свою первую продукцию - замещающую импорт - в 2011 году. К сожалению, в это же время экономика перестала реагировать на повышение цен на нефть, вернувшись в кризисное состояние. Несомненно, это отразилось на спросе на продукцию комбината и, соответственно, затруднило условия возврата кредита. Михаил Делягин отмечает, что Енисейский фанерный комбинат стал основным работодателем Сосновоборска и основным источником средств в местном бюджете, а зарплаты, выплачиваемые им, наряду с пенсиями, являются основным источником спроса на продукцию и услуги местного бизнеса.

В подобной ситуации банк-кредитор все же пойдет навстречу добросовестному заемщику, ведь он заинтересован в возврате своих денег, а заемщик оказался в трудном положении вовсе не по своей вине. "Дело не в гуманизме и не в морали, а в циничном практическом расчете: если предприятие получит разумное послабление, оно останется "на плаву" и вернет кредит с лихвой, хотя и несколько позже. Если же высокотехнологичное предприятие будет обанкрочено, оно, скорее всего, разрушится, ибо управлять высокими технологиями достаточно сложно, и не знакомый с ними внешний управляющий, даже если окажется честным, вряд ли сможет справиться с этой задачей. В результате банкротство уничтожит предприятие, и банк потеряет значительную часть своих денег, - не говоря о том, что наличие безвозвратных кредитов и обанкротившихся заемщиков серьезно подпортит его репутацию", - пишет Делягин.

Но подобная естественная логика коммерческого банка относительно подхода к проблемам, оказалась неприменима к банку государственному. Он проявил неожиданную жесткость, тем самым создав государству "существенные социально - политические проблемы", и, что удивительнее всего, сделал это, теряя свои деньги! "Впрочем, и с этим не все просто, ведь банк играет по правилам, установленным тем же самым государством и его регуляторами, и по формальным признакам он обязан банкротить предприятие-должника. Так что менеджмент банка здесь игрок не то что не самостоятельный, а скорее зависимый от самой системы", - рассуждает эксперт.

Работники Сосновоборска, видимо вспомнив о развитии событий в Пикалево, обратились с письмом к президенту Путину. И, судя по стилю письма, отмечает эксперт, настроены они весьма решительно, и при необходимости перекроют федеральную трассу.

Ситуация, сложившаяся между комбинатом и банком, по словам эксперта, производит "неприятное впечатление недобросовестности госбанка по отношению в первую очередь к государству, - даже если забыть (вероятно, вслед за правительством Медведева) о пресловутых майских указах президента, вот уже более года тщетно требующих поддержки и развития высокотехнологичных предприятий, которые создают продукцию с высокой добавленной стоимостью".

Подобный конфликт, считает Михаил Делягин, "обиден и опасен", так как банки с госучастием делают много полезного для развития экономики. И действительно, несмотря на "кабальные условия" присоединения России к ВТО, такие банки внесли весомый вклад в поддержание темпов экономического роста. Однако, в целом ряде случаев, ситуация развивается так же, как и с Енисейским комбинатом. И это несмотря на то, что государство много лет декларирует курс на модернизацию производств, развитие реального сектора экономики и действительно выделяет огромные средства, которыми оперируют банки с государственным участием. И, конечно же, государство вправе требовать высокой отдачи. Возможно, именно в связи с "чрезмерной бюрократизированностью" банки подрывают жизнеспособность своих заемщиков.

И все же, при последовательной реализации идей развития, модернизации и реиндустриализации, возможен стабильный и устойчивый прогресс даже в условиях мирового экономического кризиса.

"Важно, чтобы государственные банки смогли стать инструментами реализации этой стратегии, а не совали палки в колеса даже робким и ограниченным попыткам воплотить в жизнь разумные требования руководства", - подытоживает эксперт.