Президент России Владимир Путин поручил правительству снизить в 1,5 раза аварийность в ЖКХ через 3 года. Также Путин распорядился передать объекты ЖКХ государственных и частных предприятий, осуществляющих неэффективное управление, частным операторам. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе аналитического агентства "Инвесткафе", эксперты скептически относятся к идее президента о передаче объектов ЖКХ частным операторам.

"Проблема стоимости коммунальных услуг во многом структурная, и не иначе как пересмотром правил ценообразования и распределения выручки внутри тарифных "котлов" ее не решить, но это вопрос нескольких лет, - полагает аналитик "Инвесткафе" Лилия Бруева. - Из-за огромного износа электро-, теплосетей и сетей водоснабжения при сохраняющемся ограничении прироста тарифов и перекрестном субсидировании, многие ресурсоснабжаюшие предприятия постоянно терпят убытки, а выводить из эксплуатации устаревшие неэффективные мощности невозможно: этому противостоят местные власти, для которых на первом месте стоит социальная ответственность. А частные инвесторы в последнее время практически не идут в ЖКХ без гарантий, а также скидок со стороны муниципалитетов или правительства. Однако есть в отрасли ЖКХ еще и проблема, связанная с неограниченным числом посредников в цепи "поставщик-потребитель". Поэтому стоимость коммунальных платежей, а также доля тарифов на ресурсы в их объеме варьируется в зависимости от региона, остальная часть приходится на прочие услуги управляющих компаний. Однако контролировать прозрачность начисления платежей с их стороны даже с помощью индивидуальных счетчиков потребителям весьма затруднительно".

"Думаю, что очередная "встряска" сектора скажется на краткосрочном ограничении стоимости коммунальных услуг по наиболее проблемным регионам, к которым можно отнести Сибирь, Урал и Дальний Восток, но в конечном итоге для потребителей это снижения расходов не сулит, - констатировала экономист. - Рост тарифов ЖКХ с учетом колоссального износа территориальных мощностей неминуем, и в ближайшие годы его установить не удастся, с учетом потребностей постепенного ухода от перекрестного субсидирования населения. К тому же, бизнес постоянно давит на правительство, лоббируя отмену "перекрестки" в сетях, а также между ценами на тепло и электричество. Пока электросетевые компании увязли в судебных тяжбах по "перекрестке", а борьба с завышением выручки территориальных сетевых организаций и злоупотреблениями средствами потребителей со стороны управляющих компаний редко увенчивается успехом. Поэтому населению нужно быть готовым к тому, что глобальные улучшения в российском ЖКХ наступят не скоро, и, к тому же, едва ли обойдут стороной их семейный бюджет".