Руководители профсоюзов авиакомпании "Аэрофлот" требуют повышения зарплаты, искусно манипулируя своим руководством - к такому выводу пришли эксперты, обсуждая совместную пресс-конференцию Sky Team Association и лётного состава "Аэрофлота". В своей сегодняшней публикации в "Российской газете" директор Центра политической информации Павел Данилин подробно рассматривает суть претензий пилотов и находит их необоснованными, а сам скандал считает провокацией против государственной компании.

Должность пилота "Аэрофлота" считается чуть ли ни самой престижной в стране по целому ряду причин. Во-первых, зарплата здесь свыше 400 тысяч руб., гарантируется социальный пакет, а время между рейсами лётный состав проводит в отелях ни ниже четырёх звёзд. Данилин приводит официальные данные: зарплата командира самого распространенного в "Аэрофлоте" лайнера А320 по итогам первых восьми месяцев 2013 года составляет уже 440 тысяч рублей в месяц. По данным Данилина, ни один из директоров департаментов "Аэрофлота" (многие из которых управляют сотнями и тысячами человек), столько не получает.

Так почему же у пилотов такие высокие зарплаты? Это связано не только с высокими рисками для работника, но и с дефицитом квалифицированных кадров. Политолог Алексей Мухин считает, что "существующее российское трудовое законодательство крайне лояльно по отношению к летному составу: например, использование иностранных пилотов на гражданских, регулярных и чартерных рейсах запрещено, а в условиях крайнего дефицита на профессию пилоты-россияне довольно часто ставят своим работодателям - авиакомпаниям жесткие условия, выводя их на серьезные расходы по заработной плате".

На полемику экспертов откликнулся пилот одной из российских авиакомпаний, написав письмо в редакцию "Российской газеты". В других авиакомпаниях, пишет пилот, зарплаты ниже на 100-150 тыс. руб., летчики работают там два дня из трех, а продолжительность отпуска, например, в "Трансаэро" составляет 56 дней, в "ЮТэйр" - 28 календарных дней. Получается, что в частных авиакомпаниях отпуск пилота длится столько же, сколько у любого офисного сотрудника, без учёта опасности профессии.

Политолог Мухин отмечает, что "в "Аэрофлоте", как в крупнейшей российской авиакомпании, услуги летного состава оплачиваются более щедро, нежели у других перевозчиков. Лётчик "Аэрофлота", по нашим подсчетам, получает 110% зарплаты европейского коллеги, причем, что называется, не особенно напрягаясь".

По мнению эксперта, пилоты "Аэрофлота" просто не могут трезво оценить ситуацию на рынке труда. "Сотрудники других российских перевозчиков зарабатывают меньше, отдыхают тоже меньше, но, в отличие от лётного состава "Аэрофлота", довольны своим положением и не выкручивают руки своему руководству", - пишет Данилин. Пилоты умело пользуются сложившейся ситуацией, считает он, ведь "Аэрофлот" - государственная компания, здесь никого не могут просто так уволить. Вот поэтому лётный состав всеми правдами и неправдами пытается добиться цели, используя профсоюзы, суд и т.д.

"Почему же, - недоумевают специалисты, - несмотря на то, что условия работы у российских пилотов лучше, а зарплаты выше, их иностранные коллеги поддерживают их в их авантюре? Возможно, речь идёт об умышленном развитии скандала. Дестабилизация ситуации внутри авиакомпании с госучастием может быть выгодна зарубежным конкурентам".