В Калининградской области разгорается скандал вокруг попытки уголовного преследования директора региональной Службы по государственному регулированию цен и тарифов Натальи Андреевой. По мнению ряда источников, подоплеку ситуации следует искать в ее давнем конфликте с региональными энергетиками, которым Андреева не позволяла раздувать свои тарифы. Об обстоятельствах возбуждения уголовного дела и сути предъявленных обвинений мы попросили рассказать саму Наталью Андрееву.

Наталья Анатольевна, насколько неожиданным стало для вас возбуждение уголовного дела?

Откровенно говоря, это не первая попытка надавить на меня как руководителя Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области с помощью уголовного дела. Правда, все предыдущие истории ничем не закончились, в возбуждении дела заявителям отказывали. Неожиданно и даже удивительно другое. До сих пор меня обвиняли в том, что я якобы неправомерно ограничиваю аппетиты энергетических компаний и не позволяю включать их раздутые расходы в тариф. Сейчас же ситуация диаметрально противоположная: меня обвинили как раз в том, о чем ни я, ни сотрудники Службы никогда бы не подумали - в незаконном включении в индивидуальный тариф для МУП "ТЭЦ-8" якобы необоснованных расходов.

Насколько известно, суть предъявленных Вам претензий в следующем. Цитирую почти дословно пресс-релиз областного управления МВД: "Являясь руководителем Службы и зная о своих обязанностях по проверке данных, представляемых территориальными сетевыми организациями для утверждения инвестпрограмм и индивидуальных тарифов, Андреева не провела соответствующую проверку, а также утвердила инвестпрограмму МУП "ТЭЦ-8" и индивидуальный тариф, в который были включены необоснованные расходы... Таким образом, потребителям Калининградской области был нанесен ущерб более 1 млн рублей". Поправьте, если я ошибся.

Да, примерно это же написано в постановлении о возбуждении уголовного дела. Вы упустили только один момент. Дело возбуждено по ч.1 ст.286 УК РФ - "совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций". То есть помимо прочего, следствие полагает, что, утверждая инвестпрограмму и тариф для МУП "ТЭЦ-8", я превысила свои полномочия. Этот нюанс еще больше повышает степень абсурдности ситуации.

Хорошо, давайте тогда разберем обвинения по порядку.

Прежде всего, хочу обратить ваше внимание на то, что директор Службы по государственному регулированию цен и тарифов самостоятельно ни одного важного решения принять не может. Это противоречит положению о Службе и другим нормативным актам. Утверждение инвестпрограмм, равно как и утверждение тарифов происходит на заседании правления службы. Эти решения носят коллегиальный характер. И после того, как они приняты, руководитель службы издает соответствующий приказ.

В случае с МУП "ТЭЦ-8" все необходимые процедуры были выполнены в строгом соответствии с законом: инвестпрограмма рассмотрена и утверждена на заседании правления, есть протокол этого заседания, с которым можно ознакомиться, и лишь после этого я подписала приказ. Никакого превышения полномочий там, разумеется, не было.

По версии следствия, в инвестпрограмму МУП "ТЭЦ-8" были включены заведомо ложные сведения о наличии планов по строительству энергообъектов, а вы их якобы пропустили, не проверив.

Давайте разберемся, что такое ивестпрограмма как документ. По сути, это декларация о намерениях: компания фиксирует, что собирается в такие-то сроки построить или отремонтировать такие-то объекты, а также указывает источники финансирования этих работ. Как можно проверить намерения? И особенно интересно, как можно понять, что эти намерения носят заведомо ложный характер? Наша служба действительно обладает полномочиями по проверке инвестпрограмм, но уже в части ее реализации. Например, некая компания заявила о том, что в 2013 году построит подстанцию, в 2014 году мы проверяем: построили или нет. Если нет, то фиксируем невыполнение инвестпрограммы, и уже этот выявленный службой факт влияет на установление индивидуального тарифа на последующий период регулирования.

Теперь вернемся непосредственно к нашему случаю. В декабре 2012 года правление службы утвердило инвестиционную программу МУП "ТЭЦ-8" на 2013-2017 гг. Как уже следует из названия, ее содержание имело отношение к будущим периодам. В этом документе было зафиксировано намерение построить подстанцию "Лермонтовская", которое следствие сейчас считает "заведомо ложными сведениями". Но ведь никто и не скрывал от службы, что такого объекта пока не существует. В инвестпрограмме утверждалось только то, что эту подстанцию нужно построить. Между прочим, планы по строительству "Лермонтовской" ведь тоже взяты не с потолка. Необходимость ее строительства уже не первый год обсуждается муниципальными властями Калининграда.

Как утверждение инвестпрограммы в части строительства подстанции "Лермонтовская" отразилось на индивидуальном тарифе МУП "ТЭЦ-8"?

Вообще никак. Эти расходы при составлении индивидуального тарифа на 2013 год не учитывались. Как следует из утвержденной программы, строительство этой подстанции должно было осуществляться за счет платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту и, возможно, привлеченных средств. То есть, если говорить простым языком, за счет юридических лиц, которые изъявили бы желание присоединить свои объекты к подстанции "Лермонтовская".

В индивидуальном тарифе для МУП "ТЭЦ-8" в полном соответствии с основами ценообразования в электроэнергетике службой учтены расходы на амортизацию основных средств и прибыль в размере, предусмотренном действующим законодательством. Здесь необходимо отметить, что есть у сетевой организации инвестпрограмма или нет, в любом случае и амортизация и прибыль входят в структуру затрат. За счет этих источников сетевая организация может производить реконструкцию и модернизацию своего действующего оборудования, но никак не осуществлять новое строительство. А подстанция "Лермонтовская" относится именно к новому строительству и источником финансирования будет плата за технологическое присоединение, но никак не тариф на передачу.

В перспективе, в последующие годы, ТЭЦ-8 действительно могла рассчитывать на компенсацию своих затрат по реализации инвестпрограммы за счет увеличения индивидуального тарифа. Вот тогда служба должна была бы провести проверку поданных руководством МУП данных и расчетов, проверить их экономическую обоснованность, убедиться, в каком объеме выполнена инвестпрограмма и, если на выполнение работ по модернизации и реконструкции сетевых объектов у МУП ТЭЦ-8 средств не хватило, тариф на передачу увеличился бы, а если не все средства амортизации и прибыли были потрачены, тариф уменьшился бы. Но сейчас мы об этом можем говорить исключительно в гипотетическом ключе.

Откуда же тогда взялся ущерб более 1 млн рублей?

Это самая большая загадка, на которую материалы уголовного дела не проливают свет. Никакой калькуляции якобы понесенных потребителями убытков до сих пор никто мне не показал. Непонятно даже, откуда появилась сумма 1 млн рублей в постановлении о возбуждении уголовного дела. Создается ощущение, что она взята с потолка, чтобы обосновать причинение ущерба в "особо крупном размере". Пока мы можем констатировать, что в основе уголовного дела лишь неопределенный круг потерпевших - физических и юридических лиц - и очень условный миллион, который они якобы переплатили.

И еще один нюанс, характеризующий обвинения в причинении ущерба, в том числе социально незащищенным слоям общества. Тарифы на электроэнергию для населения Калининградской области на 2013 год были утверждены службой еще в ноябре 2012 года. А индивидуальный тариф МУП "ТЭЦ-8" утвержден лишь в середине декабря. Так что даже технически это никак не могло повлиять на ценообразование для обыкновенных калининградских потребителей.

Насколько соответствует действительности информация о том, что дело против вас было возбуждено с подачи тогдашнего заместителя гендиректора ОАО "Янтарьэнерго" Кирилла Юткина?

Формально это не совсем так, но по сути вы правы. Исходя из тех материалов уголовного дела, которые мне удалось прочесть, Юткин сделал устное заявление о преступлении, на основании которого было возбуждено уголовное дело против бывшего гендиректора МУП "ТЭЦ-8" Сергея Епифанова. Какое отношение Юткин, который в то время являлся заместителем директора "Янтарьэнерго" по экономике и финансам, имел к, извините за тавтологию, экономике и финансам МУП "ТЭЦ-8", я не понимаю. Тем не менее, 22 августа в отношении Епифанова возбудили дело по ст. 165 УК РФ - "причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения". Спустя всего две с половиной недели из дела Епифанова было выделено мое дело. Так что отправной точкой всей истории было заявление Юткина.

Справедливости ради надо сказать, что это уже не первая попытка Кирилла Александровича и других топ-менеджеров "Янтарьэнерго" и его "дочек" привлечь меня к уголовной либо административной ответственности. Только за последний год они направили несколько десятков обращений о возбуждении административного дела. По большей части заявлений были вынесены отказы. Дважды пытались возбудить уголовное дело через Следственный комитет России. Всякий раз СКР не находил в моих действиях состава преступления. Но, как видите, наконец у них получилось. Причем, дело ведет Следственный отдел УМВД, а, как мне объяснили адвокаты, 286 статья относится к подследственности СКР.

Чем вы так не угодили топ-менеджменту "Янтарьэнерго"?

Я бы сказала, что у нас давние, почти философские, разногласия по вопросу принципов тарифообразования. "Янтарьэнерго" - это коммерческая организация, к тому же практически монополист. Руководство "Янтарьэнерго" заинтересовано в том, чтобы тарифы росли бесконечно, а их аппетиты никто не мог ограничивать. От этого зависят их премии, иные доходы. Я же в силу своей должности обязана следить за тем, чтобы они со своими хищными аппетитами не съели население, промышленников, мелкий и средний бизнес - одним словом, всех, кто оплачивает счета за электроэнергию.

В общем, это нормальное столкновение интересов и мотиваций, и если согласование позиций проходит цивилизованно, в рамках установленных законом процедур, то в этом нет ничего страшного. Однако в нашем случае у нынешнего руководства "Янтарьэнерго" не хватило терпения либо компетентности, чтобы оставаться сугубо в профессиональных рамках.

На ваш взгляд, почему это произошло?

Утешаю себя тем, что, возможно, я просто очень эффективно и добросовестно выполняю свои служебные обязанности. Наверно, я для них кость в горле. Сейчас утвержденная федеральным Министерством энергетики инвестпрограмма "Янтарьэнерго" на 2013-2018 предполагает расходы в объеме более 11 млрд рублей. Огромная сумма, которую они планируют компенсировать за счет увеличения тарифа. Так, согласно финансовому плану ОАО "Янтарьэнерго", рост тарифа в 2014 году составит 115,23%, а к 2018 - 159,22%.

В этих условиях роль Службы по государственному регулированию цен и тарифов фактически становится ключевой. Ведь именно Службе предстоит проверять выполнение этой инвестпрограммы, изучать заявки "Янтарьэнерго" и ее "дочек" на повышение тарифов, проверять экономическую обоснованность их расходов и т.п.

Сейчас уже есть тревожный прецедент, связанный с дочерним обществом "Янтарьэнерго" - Калининградской генерирующей компанией (КГК). В прошлом году КГК заявила о том, что в 2010 году у нее были некие выпадающие расходы, которые она попросила учесть при установлении тарифа на 2013 год. Причем если первоначально речь шла примерно о 100 млн рублей, затем, к моменту рассмотрения досудебного спора в ФСТ России [Федеральная служба по тарифам - прим. ред.], эта сумма неожиданно выросла уже до 236 млн рублей. В итоге приказом ФСТ были зафиксированы 209 млн рублей.

Чтобы учесть эти дополнительные расходы КГК, экономическая обоснованность которых, на мой взгляд, остается спорной, тариф на тепловую энергию для ГРЭС-2, должен был вырасти в 2013 году на 60,8%, для Гусевской ТЭЦ - на 47,7%, для ТЭЦ-1 - на 19,4%. При этом предельный рост тарифов регулируется для каждого региона нормативными актами ФСТ. В частности, в 2013 году на тепловую энергию для теплоснабжающих организаций Калининградской области предельный рост тарифов был установлен на уровне 9,8%. Действуя в условиях этих ограничений, наша Служба была вынуждена включить заявленные КГК дополнительные расходы в тариф 2013 года лишь частично, а остальное учесть при установлении тарифов на последующие годы.

Однако КГК решила поступить по-своему и подала в арбитражный суд иск о взыскании 209 млн с правительства Калининградской области. В сентябре было вынесено решение апелляционной инстанции, согласно которому правительство должно выплатить энергетикам примерно 200 млн. Я считаю, что суд до конца не разобрался в обстоятельствах возникновения этого, так называемого, долга. Еще есть шанс отбить притязания КГК в кассационной инстанции. Тем не менее, прецедент налицо.

Думаю, что этот иск рассматривается руководством "Янтарьэнерго" как пилотный проект. Если им удастся взыскать деньги из бюджета, это фактически означает, что они в любой момент могут поставить регион на колени, довести до дефолта, требуя компенсации все новых и новых "неучтенных" расходов по тому же алгоритму. Меня такая перспектива очень беспокоит. Те же 200 млн рублей - существенная для региона сумма. Например, на всю молодежную политику и оздоровление детей в бюджете 2013 года предусмотрено примерно 286 млн рублей.

Как вы восприняли недавнее назначение уже упоминавшегося в нашем разговоре Кирилла Юткина заместителем руководителя калининградской Службы по государственному регулированию цен и тарифов?

Я не комментирую кадровые назначения губернатора.

Правильно ли мы понимаем, что Юткин сейчас фактически возглавляет службу, руководит ее работой?

Да, поскольку меня еще 19 сентября отстранили на время проведения служебной проверки, которая должна завершиться 17 октября. Что будет после 17 октября, я вам сказать не могу - сама не знаю.

Но не кажется ли вам, что здесь есть признаки конфликта интересов: Юткин многими воспринимается как ставленник "Янтарьэнерго", эта структура сейчас пытается взыскать с правительства огромную сумму, начинается период, когда утверждаются инвестпрограммы и тарифы на следующий год. От человека, который сейчас занимает пост руководителя службы, зависят важнейшие решения, последствия которых мы будем ощущать многие годы.

Позвольте мне это тоже не комментировать. Думаю, что общественность и ваши читатели сами способны во всем разобраться.