Сейчас даже младенец знает, насколько важна для экономики России нефть. В 1960 годы начали разрабатываться огромные нефтяные поля Западной Сибири, и судьбы Советского Союза, а впоследствии Российской Федерации, стали неразрывно связаны с "черным золотом". На деньги от экспорта нефти строились новые комбинаты, прокладывались железные дороги, возводились целые города, падение нефтяных центпривело к падению Советского Союза, затем неоднократно приводило к кризисам в современной России.

В таких условиях деятельность нефтегазовой отрасли становится одной из важнейших составляющих российской экономики. Руководители "нефтянки" должны показывать высочайший профессионализм, дальновидность и безукоризненную честность. Это, прежде всего, относится к таким колоссам, как "Роснефть", которая недавно сконцентрировала в своих руках большинство нефтедобычи и нефтепереработки в стране.

В начале февраля этого года "Роснефть" выпустила годовой финансовый отчет за 2013 год. Что же он нам говорит о результатах деятельности компании?

На первый взгляд, все идет самым прекрасным образом. Руководство "Роснефти" с гордостью заявило, что по сравнению с предыдущим, 2012 годом, выручка компании выросла на 52%, до 4,7 триллионов рублей. В международных стандартах финансовой отчетности широко используется такой показатель, как EBITDA - то есть прибыль компании до вычета амортизации и налога на прибыль. Так вот, согласно отчету, EBITDA выросла на 53% до 947 миллиардов рублей. Казалось бы, неслыханный успех! Президент "Роснефти" с гордостью отметил в официальном заявлении, что таким успехом компания обязана, прежде всего, новому руководству (то есть ему лично).

Но, к сожалению, реальность далека от такой блестящей картины. Восхваляя невиданные показатели, топ-менеджмент компании несколько лукавит. Весь этот невиданный рост выручки и пресловутой EBITDA возник только благодаря одной единственной причине - приобретению "Роснефтью" компании ТНК-ВР. В отчет за предыдущий 2012 год, который был составлен до приобретения, показатели ТНК-ВР, естественно не входили, а в последнем отчете за 2013 год они были уже отражены. Это называется "консолидированная отчетность" - когда корпорация суммирует свои показатели и всех дочерних компаний.

Если же сравнивать общую выручку 2013 года с суммой выручки в 2012 году обеих компаний, то окажется, что рост составляет не 52%, а всего лишь 2,5%. А если пересчитать эту выручку в доллары, а именно за доллары нефть продают за границу, то речь пойдет уже не о росте, а падении. Ведь за 2013 году рубль упал примерно на 7-8%.

Таким же образом завышена и прибыль компании. Если все показатели пересчитать, как если бы Роснефть купила компанию ТНК-ВР уже в начале 2012 года, то общая прибыль не возросла бы, а, напротив, упала более чем на 5%, с 614 по 582 млрд. Согласитесь, картина не очень привлекательна. Мировые цены на нефть стабильны, курс доллара растет, а прибыль компании падает.

Но, если копнуть немного глубже, дела обстоят еще серьезней. Из всей чистой прибыли в 551 миллиард рублей целых 205 миллиардов, то есть почти 40%, представляют собой некий "Неденежный доход от сделок по приобретениям". Это чисто фиктивный доход, не связанный с основной деятельностью компании, добычей и переработкой нефти. Это цифра связана с приобретением компании "ТНК-ВР", - грубо говоря, в ходе сделки образовалась разница между стоимостью приобретения и оценкой активов и пассивов приобретаемой компании, которую нужно было где-то учесть. Понятно, что этот "доход" в 205 миллиардов образовался только один-единственный раз и в будущем году ничего подобного компания показать не сможет.

Таким образом, за 2013 года реальная прибыль компании "просела", и довольно значительно. В этом не обязательно должна быть непосредственная вина руководства, в конце концов, говорят, что прошлый год был не самым лучшим для нефтяной отрасли России. Однако, вместо честных объяснений и анализа причин неутешительных результатов мы слышим только неумеренное самовосхваление своей деятельности на результатах творческого подхода к бухгалтерской отчетности.

Вообще, руководство компании "Роснефть" иногда довольно вольно толкует цифры своих показателей. Так, на встрече с премьер-министром Медведевым президент Роснефти заявил, что за предыдущий год капитализация компании (то есть рыночная стоимость всех акций) выросла на 18%. Однако простой подсчет с использованием открытых всем биржевых данных показывает, что на самом деле капитализация за это период не увеличилась, а уменьшилась на 10%.

Другой пример. Недавно И.И. Сечин поставил "Роснефть" в пример всем другим нефтяным компаниям мира, заявив, что его компания обеспечивает акционеров дивидендами с доходностью в 8,5%. Но не спешите бежать на биржу - дивиденд компании, в самом деле, составит около 8% от стоимости приобретения акции, но, к сожалению, в день выплаты дивидендов курс акции всегда падает, компенсируя сумму этого выплаченного дивиденда. Иначе каждому можно было бы получать гигантскую доходность, покупая акции за день до выплаты дивидендов, и еще через день продавая их. Реальная же доходность по акциям "Роснефти" - чуть больше четырех процентов в рублях. Такой "ляп" в публичном выступлении показывает, что руководство компании либо не совсем понимает основы финансового управления, либо пытается с намерением исказить картину происходящего.

Неутешительная динамика прибыли - это еще не самая большая проблема "Роснефти". Самое опасное в том, что компания сейчас залезла в огромные долги.

Все свои приобретения и поглощения "Роснефть" производила за счет кредитов. То есть рост нефтяной империи происходил на деньги иностранных банков, которые надо будет им возвращать. Деньги брались также у Китая, где был получен огромный аванс под будущие гарантированные поставки нефти.

Общая сумма таких долгов на конец года составила около 90 миллиардов, что примерно столько же, сколько стоит весь капитал компании, и гораздо больше её рыночной капитализации.

Много это или мало? Нефтяные компании стараются ограничивать долговую нагрузку, редко у кого долги превышают 10% от капитала. Ведь любое сильное колебание цен на нефть сделает невозможным обслуживать большой долг, так что компания должна будет обанкротиться и выйти из рынка. Акционеры компании рассчитывают на то, что при падении цен на нефть их акции просто соответственно уменьшат свою стоимость, а не превратятся в пшик. Хорошо управляемые компании в такие моменты просто туже затягивают пояса, а не прекращают свое существование.

Роснефть же, доведя долговую нагрузку до 100% от капитала, намеренно идет на очень серьезный риск. Всего лишь несколько лет назад, в 2008 году, цены на нефть упали в три раза. И, кстати, не кто иной, как Роснефть тогда прибегала к помощи российского государства, вытянув у него огромные займы. Сейчас долги у Роснефти несоизмеримо больше. Можно только скрестить пальцы и надеяться, что в ближайшие годы не будет сильного обвала цен на энергоносители, который приведет к тому, что практически вся национальная нефтяная промышленность может перейти в руки китайских или западных кредиторов.

Как мы переживем это будущее падение - зависит от нас самих. В конце концов, экономики таких стран, как Австралия и Канада, тоже сильно зависят от добычи полезных ископаемых. Если ты добываешь нефть, это не значит, что у тебя нет головы на плечах.

Падение цен на нефть всегда было самым страшным кошмаром правительства. Доходы бюджета, зарплаты, курс рубля, общее благосостояние страны - все зависит от этого показателя. Цены на нефть колебались всегда - здесь речь идет не о "если", а о "когда". Так что остается надеяться, что, когда это час наступит, компании типа "Роснефти" не окажутся "Титаником", который утащит всех нас на дно.