Вопрос о сокращении расходов на проект Мурманского транспортного узла (МТУ), несомненно, прорабатывается, но окончательного решения пока нет, считает руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации Михаил Нейжмаков. Как он напомнил корреспонденту ИА REGNUM, зампред правительства РФ Аркадий Дворкович недавно заявил, что "решение о секвестировании расходов на проект МТУ "пока не принято", тем самым косвенно подтвердив, что такой шаг, по крайней мере, обсуждается".

Если реализацию проекта действительно захотят отложить, аргументом для общественности могли бы стать протесты экологов и гражданских активистов, говорит эксперт. "Например, жители поселка Молочный (включая некоторых поселковых депутатов) еще более полутора лет назад протестовали против проведения строящейся для целей МТУ железнодорожной ветки вблизи их домов. Людей волновало, что по железной дороге будут идти составы с опасными для здоровья грузами, - поясняет Нейжмаков. - Собственно, жителей поселка возмущал не проект в целом, а именно данный его аспект. Но и это могло бы стать предлогом для того, чтобы отложить его реализацию. Мне уже приходилось говорить, что финансовые проблемы регионов и кризисные явления в мировой экономике могут привести к тому, что на местах власти могут оказаться заинтересованы в диалоге с инициативными группами жителей, выступающими против тех или иных инфраструктурных проектов. Для отказа или приостановки этих проектов в таком случае может быть найдено красивое объяснение. Можно заявить, что это делается по просьбе общественности".

В то же время, влиятельных фигур, заинтересованных в проекте МТУ, тоже немало, утверждает эксперт. В Мурманской области анонсировалось уже несколько крупных инфраструктурных проектов. Однако пока так и не был реализован проект морского порта в Печенге, также с нефтяным терминалом, о необходимости строительства которого еще в 1993 году заявлял тогдашний мурманский губернатор Евгений Комаров. "Скорее всего, для нынешнего губернатора области Марины Ковтун отстоять МТУ будет стратегической задачей, - предполагает Нейжмаков. - Учитывая, что "Роснефть" (соинвестор МТУ) приобрела немало лицензионных участков на арктическом шельфе, это влиятельная компания с госучастием также должна быть заинтересована в реализации проекта (ведь там предполагается создание нефтяного терминала)".

С внешнеполитической точки зрения, по словам Нейжмакова, МТУ важен для сохранения российского влияния в Арктике. К 2018 году планируется ввод в строй стационарного нефтяного терминала в норвежском Киркенесе, к использованию которого, по данном прессы, уже проявляли интерес российские компании. Порты северной Норвегии и так являются серьезными конкурентами российских. При том, что борьба за влияние между нашими странами на Баренцевом море, скорее всего, будет только возрастать. "Чтобы не зависеть от геополитических конкурентов, России нужно развивать свою инфраструктуру в регионе", - подчеркивает эксперт.

Напомним, что СМИ сообщали о возможном секвестировании расходов на проект МТУ в связи с необходимостью перенаправления дополнительных средств на развитие Крыма.