Проект Rail Baltica вряд ли окажется успешным в финансовом плане, однако он улучшит транспортную инфраструктуру Латвии и создаст дополнительные рабочие места. Такое мнение в эфире программы "Открытый вопрос" на "Латвийском Радио-4" выразил главный редактор газеты Бизнес&Балтия и портала vesti.lv Андрей Шведов.

Рассуждая о том, нужен ли Латвии проект Rail Baltica, Шведов усомнился в его окупаемости, однако выразил уверенность, что пока Брюссель выделяет на проект деньги, их надо брать, вкладывая в собственную инфраструктуру. "Двадцать пять лет назад развалился СССР, 10 лет назад Латвия вступила в ЕС и НАТО. На политическом уровне мы давно в Европе, а с инфраструктурной точки зрения мы остаемся даже не в СССР, а в Российской империи", - иронично заметил Шведов.

"Это и сеть железных дорог, и система газопроводов, и подключение распределения электроэнергии - все это осталось с 80-х годов с минимальными попытками поддерживать это в рабочем состоянии. Поэтому логично, что Брюссель выделил свыше 3,5 млрд на создание необходимой инфраструктуры. С экономической точки зрения проект гарантирует инвестиции и новые рабочие места, другое дело, что окупиться Rail Baltica вряд ли когда-то сможет. Здесь, однако, лучше следовать принципу "дают - бери, бьют - беги". Если Брюссель готов нам дать сколько-то миллиардов, то их надо брать", - заключил Шведов.

Второй участник дискуссии, парламентский секретарь Минсообщения Виктор Валайнис добавил, что работа над Rail Baltica идет по плану и слухи об угрозе срыва проекта сильно преувеличены. Он выразил уверенность, что несмотря на разногласия в обсуждении проекта с Литвой, сообща прибалтийским странам удастся реализовать проект. "Магистраль Rail Baltica нам очень нужна, поскольку она даст возможность быстро и удобно путешествовать на поезде в Европу, увеличит пассажирский поток между Латвией и Европой, что поспособствует развитию туристической отрасли. Европейцы любят путешествовать поездами, поэтому число туристов из Германии вырастет. В наших планах также построить ветку в рижский аэропорт и создать грузовые пункты для увеличения грузопотока между странами", - рассказал Валайнис. Секретарь также отметил, что если бы проект реализовывался без привлечения средств Евросоюза, он, несомненно, стал бы провальным, но поскольку Брюссель выделил на него более 3,5 миллиардов, ситуация в корне меняется.

Отметим, что 14 апреля Еврокомиссия заявила, что стремление Литвы внести изменения в проект железной дороги Rail Baltica, включив в него Вильнюс, противоречат правилам Евросоюза.

Тремя месяцами ранее министр транспорта и коммуникаций Литвы Римантас Синкявичюс заявил, что если Эстония и Латвия откажутся включить в маршрут Rail Baltica столицу Литвы Вильнюс, то весь проект может оказаться под угрозой срыва.

Реализация проекта Rail Baltica, предусматривающего создание скоростной железнодорожной линии между странами Прибалтики, Польшей и Германией, намечена на 2025 год.