Аудит эффективности долговой политики руководства Саратовской области позволил Счетной палате сделать вывод, что такая напряженная ситуация, когда госдолг превышает собственные доходы региона, характерен и для других субъектов РФ. Как указало контрольное ведомство, главная причина кроется в ухудшении экономической ситуации в стране.

В пресс-службе Счетной палаты Саратовской области корреспонденту ИА REGNUM сегодня, 12 мая, рассказали, что в регионе завершилось плановое контрольное мероприятие - аудит эффективности долговой политики и анализ ее влияния на исполнение бюджета и социально-экономическое развитие. Оно проводилось с января 2013 года Счетной палатой РФ совместно со Счетной палатой области. Аналогичные проверки прошли одновременно в пяти субъектах РФ - Красноярском крае, Ставропольском крае, Смоленской, Саратовской областях и республике Башкортостан. Результаты были рассмотрены на заседании Коллегии Счетной палаты РФ в апреле текущего года и включены в аналитическую записку и информационное письмо с рекомендациями, направленными председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву.

В целом по итогам аудита эффективности долговой политики в области отмечаются тенденции, свойственные большей части субъектов РФ. Ситуация достаточно напряженная, по итогам первого квартала 2014 года область относится к семи регионам, в которых госдолг превысил объем собственных доходов. При этом наибольшее превышение отмечается в Мордовии (172,1 %) и Чукотском автономном округе (123 %). В Белгородской области оно составило 110,3 %, в Ингушетии - 107,9 %, Вологодской области - 105,3 %, Северной Осетии - Алании - 103,2 %, а Саратовском регионе - 102,3 %. Вместе с тем, в аналитической записке о ходе исполнения федерального бюджета за январь - март 2014 года, подготовленной председателем Счетной палаты РФ Татьяной Голиковой отмечается, что основными причинами осложнения финансового положения регионов явились общее ухудшение экономической ситуации в стране, снижение поступлений налога на прибыль в доходы региональных бюджетов, значительное увеличение расходов, в том числе на исполнение указов президента РФ от 7 мая 2012 года.

По данным Счетной палаты, в Саратовской области аудит выявил целый ряд положительных моментов. С целью оптимизации госдолга области принимались решения о досрочном погашении банковских кредитов. Так за 2012 год досрочно были погашены 14 из привлеченных в 2010, 2011 и 2012 годах банковских кредитов. Объем расходов на обслуживание кредитов, в результате досрочного погашения уменьшился на 1721,1 млн рублей. Также отмечено положительное изменение структуры саратовского госдолга по видам долговых обязательств. На начало 2010 года 90,3 % от его общего объема приходилось на банковские кредиты. Доля бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета в структуре долга области составляла лишь 8,4 %. При этом на 1 января 2013 года доля банковских кредитов снизилась с 90,3 % до 56,4%, а доля бюджетных кредитов возросла с 8,4 % до 43,6 %. Все указанные мероприятия приводят к снижению долговой нагрузки, поскольку процентная ставка по банковским кредитам варьировалась от 8 % до 15,5% годовых, по бюджетным кредитам от 1,9 % до 4,1 % годовых.

В качестве одной из основных рекомендаций по снижению долговой нагрузки на регионы, Счетная палата РФ предлагает правительству РФ провести реструктуризацию обязательств регионов перед РФ по бюджетным кредитам, снизить процентные ставки по ним, а также произвести замещение кредитов, полученных регионами от кредитных организаций, бюджетными кредитами. Кроме этого, целесообразно рассмотреть вопрос о конвертации ранее выданных бюджетных кредитов в безвозмездную финансовую помощь в отношении регионов с наиболее сложной финансово-экономической ситуацией. В данном случае можно отметить, что Саратовская область принимает меры по замещению банковских кредитов бюджетными, однако решение вопросов о предоставлении кредитов из федерального бюджета относится к компетенции федеральных органов власти.