В бассейне Чебоксарского водохранилища завершается одно из самых маловодных половодий за все годы эксплуатации Чебоксарской ГЭС (ОАО "РусГидро"). Раннее потепление обусловило начало половодья на две недели раньше среднемноголетних сроков - 20 марта. Но снег не просто растаял, а испарился - это было связано с высокой температурой воздуха и его сухостью, а также солнечной погодой, сообщили ИА REGNUM в пресс-службе Чебоксарской гидроэлектростанции со ссылкой на Росгидромет.

Специалисты отмечают, что частая смена положительных температур и заморозков сгладила динамику увеличения приточности в Чебоксарское водохранилище. Так, в апреле среднемесячный боковой приток составил 3880 куб. м/с при норме 6860 (в апреле 2013 года - 6100 куб. м/с). Средний боковой приток за первые 19 дней мая составил 2880 куб. м/с (за аналогичный период в мае 2013 года - 10300 куб. м/с), а за годы эксплуатации Чебоксарской ГЭС - 6610.

В настоящее время боковая приточность составляет 2710 куб. м/с, суммарная - 3750, среднесуточный расход - 3970.

Станция работает в режиме поддержания уровня воды в Чебоксарском водохранилище в пределах отметок 63,0-63,3 м, установленном Федеральным агентством водных ресурсов (ФАВР) с учетом рекомендаций Межведомственной оперативной группы (МОГ) по регулированию режимов работы Волжско-Камского каскада водохранилищ. В настоящий момент уровень верхнего бьефа составляет 63,15 м, нижнего - 52,42 м. На Чебоксарской ГЭС отмечают, что "пропуск воды производится исключительно через работающие гидроагрегаты станции".

"За все годы эксплуатации, начиная с 1981 года, Чебоксарская гидростанция только в 1996 и 2014 годах не переходила в базовый (круглосуточный без останова гидроагрегатов) режим работы для поддержания уровня воды в Чебоксарском водохранилище в пределах разрешенных ФАВРом отметок и не производила холостых сбросов. Поскольку Чебоксарская ГЭС эксплуатируется в непроектном режиме (при отметке водохранилища 63 м вместо проектной 68 м), она испытывает дефицит аккумулирующей (свободной) емкости в 5 куб. км. У станции нет возможности предпаводковой сработки и аккумулирования избытков воды в половодье. Всю воду, прибывающую к гидроузлу, станция пропускает транзитом.

Такая маловодная весна, с одной стороны, позволила исключить подтопление села Кокшайск, расположенного ниже ГЭС по течению. Кроме этого, при отсутствии холостых сбросов более рационально используются водные ресурсы. Всего с 20 марта по 18 мая Чебоксарская ГЭС произвела 488,7 млн кВт/ч", - говорится в релизе.

Между тем, энергетики акцентируют внимание на том, что в условиях маловодья вновь остро встает вопрос о 54-километровом участке от Нижнего Новгорода до Городецких шлюзов. Из-за непроектной отметки Чебоксарского водохранилища этот участок лимитирует пропускную способность Единой глубоководной транспортной системы европейской части страны. В период навигации гарантированная судоходная глубина 3,5-4 м выдерживается здесь лишь четыре часа в сутки, в остальное время она составляет около 2 м. В результате крупнотоннажные суда, в том числе и пассажирские, преодолевают его вместо 4 часов за 2-3 суток. Среднее время ожидания судами специальных попусков из Горьковского водохранилища составляет 10-12 часов у Нижнего Новгорода и 15-18 часов у Балахны.

"Чтобы снизить осадку судна, некоторые из них выгружают часть груза в Нижнем Новгороде и отправляют его автотранспортом до Городца, где вновь загружаются", - констатируют энергетики.

Волжская академия водного транспорта оценивает потери судоходных компаний на участке Городец - Нижний Новгород примерно в 1 млрд рублей, государства в целом - в 20 млрд рублей в год. Растет себестоимость перевозок, снижается конкурентоспособность водного транспорта, 500 млн тонн грузов дополнительно могли бы быть перевезены по Волге.

Энергетики подчёркивают, что при поднятии Чебоксарского водохранилища до проектной отметки 68 м данная проблема "решается надежно": в соответствии с первоначальным замыслом проектировщиков Волжско-Камского каскада, Волга на этом участке становится судоходной в течение всего навигационного периода. Будет завершено создание Единой глубоководной системы европейской части России (транспортного коридора "Север - Юг").

"Предлагаемый нижегородскими властями альтернативный проект - строительство низконапорной плотины - поможет в решении проблемы судового хода лишь на небольшой период времени. Расчеты ОАО "Инженерный центр энергетики Поволжья" показывают, что через 15-20 лет после ее строительства участок длиной 20-30 км вновь обмелеет, потребуется проведение дноуглубительных работ, которые не будут давать серьезного эффекта. Ожидая специальные попуски из Нижегородского водохранилища, суда будут продолжать простаивать уже не у Городецких шлюзов, а у низконапорной плотины", - заверяют энергетики.

И отмечают, что в отличие от проекта строительства низконапорной плотины подъем Чебоксарского водохранилища до проектной отметки одновременно поможет решить и другие острые вопросы: экологии (доля мелководий уменьшится до нормативных 20%, качество воды улучшится), водорегулирования (снижение рисков подтопления территориий в период половодья, дополнительный запас воды в 5 куб. км, в том числе и для обводнения уникального природного образования - Волго-Ахтубинской поймы), энергетики (мощность Чебоксарской ГЭС увеличится со средних в течение года 450 МВт до проектных 1404 МВт).

Как ранее сообщало ИА REGNUM, Чебоксарское водохранилище расположено на территории трёх субъектов России - Нижегородской области, Чувашии и Марий Эл. На протяжении более 30 лет проблемным остаётся вопрос подъёма уровня воды до 68-й отметки. Чувашия вместе с энергетиками выступает за подъём уровня воды до проектной отметки, ссылаясь на обмеление реки, узкий транспортный коридор и угрозу экологической катастрофы. Марий Эл и Нижегородская область против повышения из-за затопления территорий. Проект достройки Чебоксарской ГЭС в прошлом году был доработан и представлен на государственную экологическую экспертизу, которая выдала отрицательное заключение по ряду причин нормативно-правового характера. Энергетики настаивают на прохождение экологической экспертизы в особом порядке.