И.о. губернатора Челябинской области Борис Дубровский провел совещание в Варненском районе по вопросам развития сельской медицины. Это ключевое условие повышения качества жизни на селе, что является основной задачей Стратегии развития региона до 2020 года, сообщили 24 июля корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе главы региона.

Перед началом совещания Дубровский проверил работу трех офисов врачей общей практики в Чесменском и Варненском районах. "Надо понять, почему такая разница в оснащении и в состоянии самих помещений, - отметил глава региона. - В первом не было ничего страшного, однако дальше я увидел учреждения более высокого уровня".

Открывая заседание, и.о. губернатора подчеркнул, что место проведения было выбрано неслучайно: "Достаточно крепкий в экономическом и социальном плане, при этом типичный сельский район, который можно рассматривать в качестве модели для развития медицины". На совещание в Варну приехали представители Октябрьского, Брединского, Агаповского, Кизильского, Троицкого, Карталинского, Верхнеуральского, Уйского, Нагайбакского, Увельского, Чебаркульского, Чесменского и Еткульского районов.

Глава региона напомнил участникам, что свыше 670 тысяч южноуральцев живут в сельской местности. "Основная претензия - слишком высокий разрыв между стандартами медицинской помощи на селе и в городе, в два-три раза меньше обеспеченность врачами. Вместе с тем люди прекрасно понимают, что невозможно в каждом районе выстроить кардиоцентр", - сказал Борис Дубровский.

По мнению главы региона, высокотехнологичная медицинская помощь может быть сфокусирована в крупных центрах, а жители Челябинской области должны иметь возможность незамедлительно ее получить. "Основной упор в сельской медицине должен быть сделан на доступность и расширение первичной медицинской помощи. Это фельдшерские пункты, офисы врачей общей практики, кабинеты неотложной помощи",- уверен Дубровский. Напомним, в Стратегии развития региона до 2020 года, с которой и.о. губернатора выступал перед южноуральскими парламентариями, сделана ставка именно на раннее выявление заболеваний.

Отдельно глава региона прокомментировал мобильность в работе скорой помощи: "У нас есть территории, где на каждый четвертый вызов скорая помощь добирается по полчаса и больше. Внешне, это вполне благополучные территории - например, Троицкий и Чебаркульский районы. Тем не менее - лидеры по медлительности. В Чебаркульском районе до сих пор нет своих подстанций скорой помощи. Считаю, что эту ситуацию нужно менять в первую очередь. Такие задачи вполне решаемы. Сейчас в модернизацию здравоохранения направляются значительные ресурсы, в том числе на приобретение транспорта и оборудования, ремонт помещений. Действует программа по привлечению специалистов "Земский доктор", повышается зарплата медицинского персонала".

Кроме того, Дубровский высказал мнение о программе всеобщей диспансеризации, которая действует в Челябинской области с 2013 года. "На промышленных предприятиях такая работа ведется давно и обязательна для всех работников. По своему директорскому опыту знаю, что эффект от таких мероприятий составляет сотни миллионов рублей, - отметил глава региона. - Село более консервативно - не более 60% - охват диспансеризации. Надо понять, как охватить все 100%".

Далее глава Варненского района Сергей Маклаков сообщил Борису Дубровскому о том, каким образом в вверенной ему территории организовано оказание медицинской помощи населению.

Следом и.о. министра здравоохранения Челябинской области Сергей Кремлев озвучил общие данные по сельским территориям и указал их проблемы. Среди них: нехватка профильных специалистов; недобросовестное участие в программе "Земский доктор", когда молодые врачи, получив деньги, уезжают из деревень; финансирование сферы здравоохранения из местных бюджетов. При этом Кремлев отметил и позитивную динамику в росте зарплат медработников: "Здесь мы в полном объеме выполнили указ президента".

Руководитель областного минздрава также вынес предложения о переводе муниципальных учреждений здравоохранения в статус государственных и о перечислении южноуральским здравницам средств в том объеме, который соответствует эффективности их работы. Вопрос смены статуса больниц вызвал неоднозначную реакцию глав - участников совещания. Некоторые руководители муниципалитетов опасаются потери управления в здравоохранении. Они уверены, что ряд проблем необходимо решать оперативно на местном уровне. Другие, напротив, считают, что такие изменения уравняют положение районов по части медицины.

"Поддерживаю идею перевода в государственные медучреждения, - прокомментировал Дубровский. - Мы должны выяснить, как не потерять хорошее в успешных районах и улучшить не очень хорошие показатели в других территориях. Эта работа была начата, и надо ее продолжить. Подготовьте мне новые графики и анализ такого перехода больниц из одного статуса в другой".

Помимо этого, и. о. губернатора поинтересовался у присутствующих, какую технику необходимо закупить в районы, чтобы "подтянуть" медицину. "Лучше один раз основательно вложиться и потом не испытывать проблем с постоянным дооснащением", - заметил и.о. губернатора. Эта позиция Дубровского соответствует задаче, заложенной в Стратегию развития региона до 2020 года в части оптимизации расходов. Глава региона погрузился и в вопросы дистанционной медпомощи. Она на селе становится все более востребованной. Дубровский поручил профильным структурам представить соответствующую программу развития этого направления.

Отдельное задание главы региона получил руководитель Октябрьского района Михаил Молчан - за месяц подготовить план работ по снижению смертности местного населения.

В Челябинской области в системе сельского здравоохранения насчитываются 26 учреждений, в том числе 18 центральных районных и пять участковых больниц. В структуре этих учреждений 56 амбулаторий, 148 офисов врачей общей практики (фактически работают 141), 622 фельдшерско-акушерских пунктов (работают 559, в 26 нет персонала), 12 кабинетов неотложной помощи, 18 станций медпомощи. Из 622 зданий фельдшерско-акушерских пунктов 9 требуют сноса, 28 - реконструкции, 256 - капитального ремонта.

По программе модернизации здравоохранения в 2011-2013 было закуплено 1418 единиц оборудования и транспорта, а также организованы 37 офисов врачей общей практики.