Отказаться от так называемого "бюджетного правила" при формировании федерального бюджета предлагают депутаты Государственной думы РФ от КПРФ, передает корреспондент ИА REGNUM 28 июля. Группа депутатов фракции во главе с Валерием Рашкиным внесла в Госдуму законопроект, которым предлагается при формировании федерального бюджета не использовать "бюджетное правило", подразумевающее "неоправданное изъятие значительной части нефтегазовых доходов во внебюджетные фонды, недофинансирование приоритетных направлений социально-экономического развития и увеличение государственного долга при одновременном увеличении резервных активов".

Депутаты предлагают устранить нормативную величину Резервного фонда, изменить порядок формирования этого фонда и Фонда национального благосостояния, изменить порядок расходования дополнительных нефтегазовых доходов, уточнить финансирование дефицит бюджета, скорректировать порядок расчета базовой цены на нефть на очередной финансовый год, а также на первый и второй год планового периода. Кроме того, коммунисты настаивают на увеличении допустимого расчетного дефицита федерального бюджета.

Так, по мнению депутатов Госдумы, введение формулы расчета базовых цен на нефть, при которой пропорционально (с коэффициентом 0,5) учитываются как средняя цена на нефть за предшествующий трехлетний период, так и средневзвешенная прогнозируемая цена на нефть, определенная Министерством экономического развития, ОПЕК и Международным энергетическим агентством, позволяет этому показателю быть максимально приближенным к реальности, сохраняя известную степень консерватизма.

По мнению авторов законопроекта, более своевременное реагирование на фактический рост цен на нефть, позволит избежать изъятия из доходов федерального бюджета и направления в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния дополнительных нефтегазовых доходов под видом незапланированных бюджетных поступлений.

Депутаты отмечают, что сейчас средства этих фондов размещаются Минфином на счетах Федерального казначейства РФ в Банке России, который, в свою очередь, размещает резервные активы государства (в том числе средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) преимущественно за рубежом и в иностранной валюте. По состоянию на начало 2014 года, приводят данные законодатели, в американских долларах было размещено 44,8% международных резервов, в евро 41,5%, в фунтах стерлингов 9,3%, в канадских долларах 3,3%, в австралийских долларах 1,1%. "Учитывая рост напряженности в международных отношениях, введение санкций против отдельных юридических и физических лиц России, весьма высокую вероятность введения полноценных внешнеэкономических и отраслевых санкций против России (пресловутый третий и четвертый пакет санкций), продолжающееся расширение НАТО на Восток, развертывание элементов ПРО США вблизи российских границ и дестабилизацию ситуации на Украине, есть все основания утверждать, что меры, предлагаемые в проекте федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ", являются своевременными и необходимыми", - указывают парламентарии.

Так, законопроектом предусматривается направление дополнительных нефтегазовых доходов на финансирование дефицита федерального бюджета, выпадающих не нефтегазовых доходов, приоритетных программ социально-экономического и научно-технического развития, а также федеральных целевых программ. И лишь оставшиеся после указанных расходов дополнительные нефтегазовые доходы направляются в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния в соотношении 3 к 1: 75% средств зачисляются в Резервный фонд с целью формирования валютного резерва на случай резкого ухудшения макроэкономической конъюнктуры, а 25% направляются в ФНБ.

При этом законопроектом предусматривается направление на финансирование дефицита бюджета сверх фактически полученных дополнительных нефтегазовых доходов и приоритетно перед иными источниками финансирования дефицита федерального бюджета (внутренние и внешние кредиты и займы, доходы от приватизации государственного имущества и т.д.) средств Резервного фонда. Только в том случае, когда средства Резервного фонда оказываются исчерпаны, правительство может воспользоваться альтернативными источниками финансирования бюджетных дефицитов. До тех пор, пока в Резервном фонде остаются средства, правительство не имеет права увеличивать государственный долг, осуществляя займы на внутреннем или внешнем рынках капитала, следует из документа.

"Предложенные проектом федерального закона изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в своей совокупности являются необходимыми условиями для преодоления депрессивно-кризисных тенденций в экономике, выхода на траекторию устойчивого экономического роста, форсированного развития научно-технического потенциала, оказания поддержки инновационным предприятиям в приоритетных направлениях формирования новейшего технологического уклада, сокращения зависимости экономики, бюджета и экспорта от минерального сырья", - отмечают депутаты Госдумы.