Украинская гривна отправилась в очередной затяжной прыжок вниз — причём, есть ли парашют у нее за спиной, никто не знает. В последние дни украинская валюта показывает рекордную девальвацию. Не успели люди привыкнуть к тому, что сразу после «победы» Майдана гривна упала с 8 до 12 грн за доллар, как в конце лета — новое падение. 26 августа состоялся очередной печальный рекорд. Котировки достигли 14,3000-14,7000 гривен за доллар. После этого курс колеблется около 14 грн за доллар, то укрепляясь, то вновь падая. При этом возле обменников выстраиваются очереди — украинцы пытаются поменять гривну на более устойчивую валюту, пока еще не стало совсем поздно. Но при этом купить доллар почти невозможно — где-то закончилось, где-то вообще запретили продажу.

Есть ли предпосылки для такого положения дел? Ситуация спорная. По официальной статистике, общее падение экспорта с января по июль по сравнению с прошлым годом составило около 7%. С другой — основные источники экспорта, традиционные для Украины: зерно, металл и продукция заводов Донбасса. Большинство заводов либо приостановлены, либо и вовсе уничтожены. Соответственно, поставок нет. Сейчас под вопросом — удержит ли Киев под своим контролем второй по величине и значению город Донецкого региона Мариуполь. А это порт, через который отгружается основная масса металла и ферросплавов украинского производства. С зерном — ситуация тоже не очень хорошая. Из-за боевых действий на Востоке фермеры, по словам премьер-министра Украины Арсения Яценюка, потеряли около 15% урожая. Налогообложение пока только усложняется — Кабмин вводит все новые налоги и повышает рентные платежи для крупных предприятий. Обсуждается возможность тотального введения санкций против российских компаний и российских банков — а это около 30% украинского банковского сектора. Из-за ситуации в стране иностранные инвесторы не спешат вкладывать сюда свои капиталы. Поставки продукции в страны Таможенного союза сократились почти на 30%. Нет поставок — нет валюты. Нет валюты — она дорожает.

Однако, по официальной статистике у Украины по-прежнему положительное торговое сальдо. То есть валюты вроде как поступает в страну больше, чем уходит. Да и с 21 августа НБУ обязал всех экспортеров продавать 100% своей валютной выручки на межбанке. Но НБУ на самом деле мало чем может помочь. Украинские золотовалютные резервы оставляют желать лучшего. По данным на начало августа, украинские ЗВР составили около 16 миллиардов долларов, упав с начала года почти на 4,5 миллиарда. Кроме того, МВФ запрещает Украине контролировать курс гривны. Среди настойчивых рекомендаций Международного валютного фонда — «гибкий курс».

Вместе с тем, надо вспомнить, что Украина уже получила с весны почти 5 миллиардов долларов различных кредитов. Куда делась эта валюта? За газ Украина не платит. Кстати, «Нафтогаз Украины», который все-таки расплачивается со своими зарубежными партнерами в валюте, не может покупать ее напрямую у Нацбанка. Таким образом, выход «Нафтогаза» на валютный рынок может лишь еще усугубить ситуацию. В Нацбанке говорят просто — а чего вы хотели, в стране война. «Сбалансированный курс может быть только в случае, когда мы точно закончим войну. А то, что происходит у нас на рынке, то, что мы видим — это панические настроения» — заявила глава НБУ Валерия Гонтарева.

Войну, очевидно, заканчивать Киев пока не собирается. Да и политический фактор отменять не стоит — ополченцы перешли в наступление, договоренностей с Москвой даже по газу нет. Есть определенная надежда на деньги МВФ — в сентябре Киев рассчитывает получить 1,5 миллиарда долларов. Но они могут так же кануть в лету, как и прошлые транши. Впрочем, Яценюк настроен бодро — говорит, что оснований для паники нет. Обоснованный курс — около 12 гривен. А вот его советник, заслуженный экономист Украины, доктор экономических наук Александр Кирш утверждает, что украинская валюта должна обвалиться до 18 гривен за доллар. Мол, вот тогда и экономика оживет. А что до нехватки денег у населения — предлагает включить печатный станок. «Чтобы экономика работала, должен быть спрос и предложение. Что стимулирует спрос? Денежная масса. Нет денег — нет спроса. А нет спроса — нет нормального производства, предприятия не конкурируют друг с другом, они лишены стимула. Спроса нет потому, что в стране нет денег. Сегодня деньги просто искусственно не допечатываются. Чтобы люди покупали отечественные товары, нужно смягчить налогообложение для производителя. Нужно допечатать денег до того реального уровня, который объективно требуется экономикой. Гривна должна еще упасть. Но это нормально. Это не страшно само по себе — это единственный путь оживления рынка. Мы имеем пока незаслуженно высокий курс гривны. Даже курс „13“ мы не заслуживаем. Реально мы заслуживаем худшего курса. Это цифры и „16“, и даже, может быть, „18“. При искусственно высоком курсе гривны экономика не сдвинется с места, она будет стоять. Не будет денег — не будет спроса — не будет производства, а это стабильность кладбища» — заявил Кирш.

Между тем, по некоторым данным, население массово пытается снимать деньги с депозитов. По информации украинских СМИ, только за июнь-июль депозитный портфель населения в банках сократился на 4 миллиарда гривен.

А вот глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак, анализируя для ИА REGNUM ситуацию с гривной, выразил уверенность, что падение гривны вызвано тем, что на валютном рынке происходит масштабная валютная афера и одним из участников ее является НБУ. По мнению эксперта, то что происходит с падением гривны — заговор, поскольку по всем экономическим параметрам гривна должна расти. «На валютном рынке Украины сейчас происходит алогичная ситуация. И экономические, и военно-политические обстоятельства должны давать нам укрепление гривны. По экономическим обстоятельства по итогам первого полугодия у нас впервые за 5 лет позитивное торговое сальдо. Плюс 500 миллионов долларов. Мы резко сократили импорт российских энергоносителей. В стране приток валюты на 500 миллионов долларов больше, чем отток. Второе — за последние 5 месяцев на Украину извне пришли около 5 миллиардов долларов из МВФ, Всемирного банка и так далее. Экономические обстоятельства нам должны были бы дать укрепление гривны, а мы видим ее девальвацию. И это можно объяснить так — на валютном рынке происходит масштабная валютная афера и одним из участников ее является НБУ. Административными методами регулятор не укрощает спекулянтов, а с другой стороны практикуя рефинансирование банкам, он раздавая эту рефинансированную гривну, сам же способствуя девальвации. Эта гривна выходит на валютный рынок и усугубляет ситуацию».

Украинская редакция ИА REGNUM