Ожидания латвийских крестьян после сообщения о введении российских встречных санкций оказались тревожнее реальных оценок. По их словам, санкции — вещь неприятная, и удар действительно сильный. Но говорить, что это полный крах для сельского хозяйства нельзя, рассказали в передаче Латвийского радио 4 «День за днем» представители крестьянских хозяйств.

У местных крестьян уже имеются планы, как справляться с возникшими сложностями. «Когда появились новости о российском эмбарго, возникло предчувствие, что все будет плохо. Это такое неприятное чувство, когда ты привык, что каждый день знаешь, что тебе нужно сделать, знаешь, что за твоей продукцией приедут… а потом предприятие, с которым ты работаешь, сообщает, что на рынке сбой, и оно с этой отраслью больше не сотрудничает. Для нас — производителей молока — такой поворот крайне неприятен, потому что нашу продукцию нужно быстро использовать. Можно, конечно, его перерабатывать, но это, так скажем, беспроцентный депозит: сбыта нет, и продукция хоть и лежит на складе, но не реализуется», — заявил фермер Юрис Цирулис. «Продукт не должен складироваться. Его нужно реализовать», — уверен он.

В свою очередь, заместитель председателя Крестьянского Сейма Эдите Страдиня отметила, что ситуация на овощном рынке постоянно меняется. «Цены падают каждый день, но есть признаки, что некоторые культуры начинают дорожать. Но стоимость картошки, свеклы, морковки — снижается. И когда ценники опустятся до себестоимости, крестьянам будет очень сложно выжить. Поэтому нужно действовать: мы не сидим просто так, мы ищем новые рынки сбыта», — пояснила Страдиня. И Цирулис и Страдиня высказали уверенность, что обещанную государством помощь пострадавшим от санкций производителям действительно окажут. Правда, при этом крестьяне были бы не против уже сейчас услышать о сроках и размере этой поддержки. «Предлагаемые чиновниками меры — это буфер, который на какое-то время защитит нас от ненастья. Нам нужно оплатить конкретные работы, мотивировать работников не уходить, сделать все, чтобы не сокращать поголовье скота… Я верю, что и государство, и ЕС нам помогут. Но когда это будет и в каком объеме — хотелось бы узнать заранее», — сказал Цирулис.

Эдите Страдиня признала, что обещанная Евросоюзом помощь в 125 млн евро в масштабах всей Европы крайне мала. «Но есть и другие механизмы. Мы говорили и с банками, и со Службой госдоходов, и они вошли в наше положение. Они пообещали, что, если наши предприятия станут испытывать сложности, они не будут сразу же вводить репрессии, а помогут отложить платежи на более поздний срок», — сообщила Страдиня.

Пока в правительстве решается — кому и как помочь, политики призывают жителей к патриотизму и выбору продуктов местного производства. Среди прочего предлагалось ввести специальные наклейки, чтобы увеличить узнаваемость латвийских товаров и и привлекать к ним покупателя. Правда, большинство слушателей программы «День за днем» в прямом эфире выразили мнение, что такая мера — выкинутые на ветер деньги. При всей любви к местной продукции выбор обычно делается в пользу той, которая дешевле. На первом месте для людей стоит цена, затем, качество, и лишь потом — патриотизм. Жители считают, что наклейки не нужны: латвийский товар и так известен, а если нет — все можно прочитать на этикетке. Крестьянам же следует провести анализ своего бизнеса, а не просто сидеть и ждать финансовой помощи. И правительство, со своей стороны, должно своевременно сказать, какую помощь они получат.

Было также высказано мнение, что подобный протекционизм противоречит нормам ЕС. С этим согласилась и Страдиня, отметив, однако, что, хоть Европа официально и не позволяет таких мер, на практике этим занимаются все страны. «В любой стране школа или детсад не может купить товары не местного производства. Если такая ситуация во всех государствах, то же самое должны делать и у нас», — считает она. «Я немного удивлен, что жители считают, что реклама местному продукту не нужна. Я, наоборот, считаю, что для торговых точек это было бы полезно. Надо делать кампанию наподобие „За честное введение евро“ — выдавать магазинам наклейку, подтверждающую лояльность к местному производителю. Но, к сожалению, торговцы будут готовы наклеить все наклейки, лишь бы увеличить продажи», — признал Цирулис.

Страдиня и Цирулис также сошлись во мнении, что в наибольшем выигрыше от ситуации останутся посредники. Ведь, если производитель будет вынужден опустить цены, то в магазинах они если и изменятся, то отнюдь не сильно. Поэтому потребителю пока радоваться не стоит. Участники дискуссии пришли к мнению, что производители не должны «ждать у моря погоды» — им нужно действовать, корректировать бизнес-планы, кооперироваться, оптимизировать производство и искать новые рынки сбыта. «Нельзя сдаваться и опускать руки. Нужно найти способ продать, а не уничтожать товар», — заявила Страдиня.

Напомним, в августе по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, цены на многие виды овощей на латвийском рынке упали на 30-50%. Падение цен особенно заметно в отношении картофеля, моркови, лука, капусты и свёклы, кроме того, снизились цены на огурцы и помидоры. За последние недели латвийские рынки заполнили дешевые польские овощи и фрукты. Это заставляет местных крестьян не только снижать цены, но и, в некоторых случаях, уничтожать свою же продукцию. Многие крестьяне возвращаются домой, не сумев распродать весь товар.