Саратовские власти высказали своё недовольство руководству дочерней компании РЖД — ОАО «Приволжская железная дорога» — «взятыми из воздуха» тарифами, «социальной не ответственностью», «процессами индексации в сотни раз превышающими процессы инфляции», желанием получать только прибыль, вместо того, чтобы строить, как другие монополисты, детские сады. Поводом стали 700 млн рублей, которые железнодорожная компания требует с облправительства, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Яблоко раздора прокатилось между господствующими кланами саратовской политэлиты. Региональные власти возмущены «социально неответственным» бизнесом ОАО «Приволжская железная дорога», пытающегося получить со скудной областной казны 700 млн рублей за пригородные перевозки. Они недоумевают, как железная дорога, которая должна ориентироваться, прежде всего, на интересы граждан, предлагает им ездить на электричках по завышенным тарифам. Об этом шла речь на расширенном заседание совета Общественной палаты (ОП) Саратовской области по проблемам пригородных железнодорожных перевозок. Председатель ОП Александр Ландо на правах хозяина первым выдвинул обвинения: Приволжская железная дорога отменяет социально важные маршруты, например, Саратов-Балашов, в то время как электрички — востребованный вид транспорта для десятков тысяч граждан. Председатель аграрного комитета облдумы Николай Кузнецов подтвердил, что из-за этого в обществе создается социальная напряженность. И вообще не дело, когда в условиях дефицитного бюджета компания предлагает населению ездить на электричках по завышенным тарифам.

Глава комитета облдумы по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики Сергей Нестеров, поставив в известность присутствующее на совещание руководство ПЖД, что депутаты поддерживают позицию облправительства, выразил сомнение, откуда появилась сумма в 700 млн рублей. Пригрозив обращением к полпреду в ПФО, Нестеров возмутился: «Железная дорога должна ориентироваться, прежде всего, на интересы граждан. Такая крупная госкорпорация может получать не только прибыль, но и строить детские сады, ФОКи, ремонтировать школы. Мы понимаем, что эта компания государственная, и по ней судят обо всей власти в целом. Когда такие решения приняты в одностороннем порядке и практически приводят к социальному бунту — это недопустимо в современных условиях». По его словам, тарифы «взяты из воздуха», а «процесс индексации в сотни раз выше процесса инфляции». В свою очередь депутат Алексей Мазепов тоже осудил бизнес-планы ПЖД: «Анализ показал, что тарифы на перевозки выросли в 1,5 раза, а пассажиропоток уменьшился в 1,5 раза».

Подробный механизм взаимоотношений между облправительством, субсидирующим перевозку пассажиров, и ПЖД изложила председатель комитета госрегулирования тарифов Саратовской области Лариса Новикова. Она просветила, что пригородные перевозки в регионе осуществляют три компании: ОАО «Приволжская железная дорога», ОАО «Саратовская Пригородная Пассажирская компания» и ООО «Межрегиональная Пассажирская компания». Вся инфраструктура, дорога и подвижной состав принадлежат ОАО «РЖД», которое сдает их в аренду ОАО «ПЖД», а то, в свою очередь — двум другим. Более половины доходов ОАО «ПЖД» платит за аренду. По ее словам, возникла серьезная проблема с основным перевозчиком — ОАО «Саратовская пригородная пассажирская компания». В 2012 году эта фирма, акционерами которой являются ОАО «РЖД» и само правительство, подавала экономически-обоснованный тариф на уровне 21,87 рублей. В 2013 году заявка составила 35,97 рублей, в текущем году — около 33 рублей.

Как рассказали корреспонденту ИА REGNUM в Общественной палате, гендиректор ООО «Межрегиональная Пассажирская компания» объявил, что его компания может возить пассажиров по более низкой цене, но собственник подвижного состава не дает это делать. Он предложил взять полностью на себя транспортное обслуживание одного из направлений, на примере которого компания может показать положительную динамику. В итоге было решено создать многостороннюю комиссию для выработки приемлемых решений для выхода из создавшейся ситуации.