После объявления сделки о продаже латвийской холдинговой компании NP Foods, куда входят пищевые предприятия Laima, Gutta и Staburadze, Margiris и Staburadzes konditoreja, норвежскому концерну Orkla, появилась масса разных слухов. Однако, глава NP Foods Роланд Гулбис в интервью порталу bb.lv выразил надежду, что новый акционер не планирует закрывать производства.

Комментируя слухи о том, что после завершения сделки Orkla закроет производства Laima и Staburadze, Гулбис сказал: "Такие слухи всегда появляются, когда происходит купля-продажа предприятий. Люди как думают? Мол, иностранный капитал — это плохо. Иностранный капитал и вправду непонятен людям. Но давайте посмотрим на историю. В свое время Orkla купила латвийские предприятия Spilva и Latfood. По той же логике Spilva должна была закрыться уже десять лет назад. А после после пожара на Latfood его и вовсе можно было не восстанавливать, однако на месте сгоревшего производства был отстроен новый завод.

Вспомнив пример с покупкой старейшей латвийской пивоварни Aldaris, иностранные акционеры которой вывели массовое производство в Литву, Гулбис отметил: «На ситуацию надо смотреть более скептически. То есть когда не акционер, а именно руководство компании меняется с местного на литовско-польское. Потому что в этих странах производство продуктов обычно дешевле. То есть если директор предприятия литовец или поляк, он без лишних эмоций убедит акционеров в том, что лучше бы перенести производство из Латвии. А что ему терять? У него здесь контракт на год, два, а потом он уедет обратно к своей семье и будет работать в Литве на том самом заводе, который был перенесен из Латвии».

Что касается Orkla, то бизнесмен отметил, что «обычно деньги платят за то, чтобы развивать компанию, а не за то, чтобы закрывать ее». Он добавил: «Нам остается лишь верить. Я не понимаю, зачем им закрывать производства в Латвии? Ведь они во многом уникальны. Взять то же печенье: у Orkla заводы только в Скандинавии с более дорогим производством. Есть шоколадная фабрика Kalev в Эстонии, но продукция там не производится из какао-бобов. У нас же 900 наименований всяких разных продуктов. Поэтому просто нереально все эти специфические технологии и знания перенести в Скандинавию. И чтобы, например, какой-то финн, получающий там зарплату в пять раз больше, согласился производить какую-нибудь нашу „Серенаду“… Это просто вздор, нонсенс…»

Отметим, что ранее латвийский акционер Laima и Staburadze много раз повторял, что никогда не продаст свои предприятия. Однако, если верить Роланду Гулбису, фабрикам не хватало инвестиций, чтобы своими силами развивать производство. «Уже пятнадцать лет назад был план переноса Laima в более удобное место, чтобы выстроить там завод высокого уровня, но не хватило около 50 миллионов евро. Не думаю, что сейчас перенос будет в приоритете. Но что хорошо, так это то, что скандинавы не работают на перспективу трех — пяти лет, как учат в книгах. Они смотрят на 20 лет вперед, стратегически. Когда Совет по конкуренции разрешит данную сделку, тогда они смогут повесить себе медаль и стать номером один в Прибалтике в пищевой индустрии», — отметил он.

Вспоминая, что за месяц до сделки по продаже шоколадная фабрика Laima попала в историю с арестом счетов, Гулбис отметил: «В нашей стране никто не защищен от рейдерских захватов. Особенно, если понимать, как работает судебная власть, где любой судебный исполнитель и администратор неплатежеспособности могут заблокировать счета той или иной компании и ни один акционер от этого не застрахован».

Отметим, что совокупный оборот группы Orkla в 2013 году составил 4,13 млрд. евро. На расположенных во многих странах предприятиях группы работают 17 000 человек. Концерну Orkla уже принадлежит несколько производств в Прибалтике: Spilva и Latfood (Латвия), Kalev и Poltsamaa Felix (Эстония), а также Suslavicius-Felix (Литва). Теперь к ним могут добавиться три завода NP Foods в Латвии и один в Литве. На предприятиях NP Foods работают 1 100 человек.

Как сообщало ИА REGNUM ранее, NP Foods был продан норвежцам в конце августа.