Ситуация, в которой работает современное инженерное образование в России, характеризуется тем, что ландшафт российской индустрии существенно изменился. О том, с какими проблемами сейчас сталкивается инженерное образование, и каким оно должно быть в будущем, в интервью с корреспондентом ИА REGNUM рассказала первый проректор — проректор по научной работе Ульяновского государственного технического университета, заместитель председателя общественного экспертного совета по развитию информационных технологий при губернаторе Ульяновской области, доктор технических наук, профессор Надежда Ярушкина.

ИА REGNUM: В чем состоит основная проблема инженерного образования в России?

— Жизнь не стоит на месте. И дело в том, что цикл смены технологического уклада в индустрии стал очень коротким. В настоящий момент времени в России работает старая российская индустрия, основанная на обычном физическом разделении труда, сборочные и локализованные производства, новая российская индустрия и мировая глобальная индустрия. И проблема состоит в том, что система инженерного образования не перестраивается в соответствии с изменениями внешней среды. В отличие от ряда других типов образовательных программ, например, экономических, которые полностью перестроены. Иногда за новую индустрию принимают локализованные производства, лишенные конструкторских школ.

Характерным утверждением (с которым согласно большинство специалистов вузов и промышленных предприятий) — что у нас существует острый дефицит инженерных кадров. Но данный тезис нуждается в уточнении, поскольку проблема в том, что существует дефицит инженерных кадров, способных решать системные задачи именно в новых условиях, которых не готовят вузы. И этот дефицит производственно-технического персонала на предприятиях традиционного технологического уклада может быть преодолен за счет практико-ориентированного обучения во взаимодействии с предприятиями. Серьезный дефицит инженерных кадров, способных работать не со старым технологическим укладом, а создавать новые отрасли индустрии преодолеть гораздо сложнее.

ИА REGNUM: Так чем в Вашем понимании будет отличаться современный инженер, обладающий системным мышлением, от «старого»?

— Если говорить о том, чем же будет отличаться инженер, который обладает системным мышлением, от «старого», то, прежде всего, нужно отметить, что современный инженер работает со сложными системами с длительным жизненным циклом. Традиционно инженеры готовились либо для отдельного этапа жизненного цикла, либо для отдельного элемента очень сложного изделия. В настоящий момент времени инженер должен охватывать техническую систему целиком и поэтому должен обладать новым инженерным мышлением, характеризующимся рефлексивным, целостным и процессным подходом. В мире под каждый из этих пунктов уже разработаны соответствующие дисциплины. К сожалению, многие из таких дисциплин не преподают, например, — анализ требований, анализ изменений, рисков, проектирование технических систем, управление техническими системами и конфигурациями, управление проектами и процессами, системный анализ.

ИА REGNUM: Как меняется онтология инженерного образования и меняется ли вообще?

— В целом обобщая, можно сказать, что в настоящий момент времени инженерное образование живет на изломе, на смене парадигмы. От онтологии природы, которая в основном была представлена физикой, химией и математикой в базисе инженеров, мир переходит к гуманистическим человеко-машинным системам, где существенную часть составляет информатика, когнитивные науки и биология. Причем даже информатика в последнее время изменилась. Это не только алгоритмика, но и система достижений когнитивных наук, в частности, онтологический инжиниринг. Большинство технических изделий представляет собой программно-аппаратный комплекс, и определенные компоненты программного обеспечения существуют в каждой сложной технической системе. Поэтому можно говорить о том, что онтология меняется и переходит от онтологии природы к онтологии инженерной деятельности.

Следовательно, можно говорить о том, что и тип выпускника должен меняться. От технического специалиста узкого профиля через инженера, обладающего навыками управления, к инженеру, умеющему решать системные задачи. Следовательно, должен поменяться тип образования и методы. От большой номенклатуры специальностей через широкое использование проектного метода к образовательной программе, которая научит ставить и решать системные задачи.

ИА REGNUM: Что в первую очередь необходимо для реализации такой программы?

— Для ее реализации нужна другая модель преподавания программы. В частности, программа должна состоять из крупных модулей и реализовывать эту программу должен отдельный ответственный человек — руководитель программы. В настоящий момент времени большинство наших ФГОСов (федеральных государственных стандартов) грешат тем, что компетентностный подход реализован через перечисление огромного количества компетенций. В целом, реализация образовательных программ нового типа требует очень большой перестройки в наших технических университетах. Прежде всего, это переход единиц планирования от семестров и дисциплин к модулям, возможно, от кафедр и факультетов к понятию образовательной программы внутри университета, возможно, от одного вуза к сети вузов и от лекционно-практического обучения к постоянной проектной работе.

Если же инженерных образовательных программ нового типа в отдельном университете реализуется много, то можно говорить о том, что вуз получает особый статус — статус инженерного университета. Поэтому для широкого внедрения новых образовательных программ необходим национальный конкурс на статус инженерного университета. В настоящий момент мы считаем, что инженерное образование в России находится на перепутье и нуждается не в модернизации, а в системном переформатировании.

ИА REGNUM: И все-таки, что предполагает статус университетов?

— В статусах «технический», «педагогический» и др. университеты, статус предполагает реализацию самых различных образовательных программ при доминировании технических, педагогических и других учебных направлений. В ретроспективе статус технического университета получался в рамках парадигмы «гуманизации» технического образования. Политехнический институт становился техническим университетом, если он становился не более профессиональным, а осуществлял так называемую гуманизацию, т.е. если у него появлялся гуманитарный или экономический факультет.

ИА REGNUM: Так какое представление необходимо вложить в понятие инженерный университет? Можно ли составить набор индикаторов, которые будут измеримы?

— Основной метрикой должно служить количество образовательных программ нового типа. Для того, чтобы стартовать переформатирование инженерного образования можно использовать и традиционные механизмы развития, в частности, конкурсные проекты ведомственных и федеральных целевых программ.

Если статус инженерного университета вводится, и он распространяется не одномоментным конкурсом, а присваиваться за реализацию определенного количества программ, то это означает, что получается метрика, сколько вузов и сколько программ в настоящее время готовят инженеров для новых отраслей индустрии. И таким образом, начнется системное переформатирование инженерного образования, которое в настоящий момент времени практически не реформировано. Инженерное образование законсервировано в большинстве отраслей. Новое обязательно должно получать новое имя и новый символ.