Один из крупнейших российских машиностроительных холдингов — группа компаний «Энергомаш» — переживает сложные времена. Как пишет «Московский комсомолец», основной производственный актив предприятия, ЗАО «Энергомаш (Белгород) — БЗЭМ» не выдержал передела активов между своими же акционерами.

В 2012 году один из собственников бизнеса, Александр Степанов, был осужден на 4,5 года лишения свободы из-за неурегулированных обязательств перед Сбербанком. После этого 49% «Энергомаш (Белгород) — БЗЭМ» перешли в собственность Городского округа «Город Белгород», а еще 2% оказались у некоего ООО «Индустрия». Остальные 49% предприятия по-прежнему остаются за офшорами.

Однако по странному стечению обстоятельств компания «Индустрия» всего с 2% акций «Энергомаш (Белгород)-БЗЭМ» стала балансодержателем основных активов предприятия. Это означает, что именно «Индустрия», а не крупный акционер Городской округ «Города Белгород», распоряжается имуществом компании.

Данные о том, чьи интересы представляет «Индустрия», официально раскрыты в ЕГРЮЛ. Среди владельцев оказался человек, связанный с лицом, ранее работавшим у губернатора Белгородской области — Геннадием Бобрицким. Геннадий Бобрицкий в «нулевые» работал заместителем председателя правительства администрации Белгородской области, а затем, сохранив прочные связи с властью, решил организовать свой крупный бизнес: стал основным владельцем и председателем совета директоров крупнейшего в стране птицеводческого холдинга "Группа компаний «Приосколье».

По информации реестра, 51% ООО «Индустрия» распределили между собой Владимир Захаров (41%) и Татьяна Тебекина (10%). Владимир Захаров связан с Геннадием Бобрицким через «Вэлтон Банк», в котором первый является членом совета директоров, а последний — членом совета директоров и основным собственником банка.

Несмотря на все хитросплетения, образовавшиеся в структуре акционеров «Энергомаш (Белгород)-БЗЭМ», компания продолжает успешно работать. Белгородский «Энергомаш» по-прежнему остается одним из ведущих российских предприятий энергомашиностроения с семидесятипятилетней историей, выпускает широкую номенклатуру продукции для важнейших отраслей — энергетики и строительства. В 2013 году выручка предприятия составила порядка 7 млрд рублей, чистая прибыль почти 1 млрд рублей.

Таким образом, акционеры, одним из которых в настоящее время является город Белгород, должны получать существенные дивиденды. А это значит, что средства можно было бы направить на ремонт дорог, улучшение работы ЖКХ, экологию и другие проблемы города, которых в Белгороде хватает. Однако город, похоже, не получит из этих денег ни копейки, потому что 12 августа 2014 года ЗАО «Энергомаш (Белгород) — БЗЭМ» подало заявление о признании себя банкротом.

Почему прибыльное предприятие решается на такой шаг? Юристы объясняют подобные ситуации возможным желанием собственника провести так называемое «преднамеренное банкротство».

«Процедура банкротства часто используется недобросовестными должниками для уклонения от исполнения обязательств перед кредиторами. Банкротами обычно выступают операционные компании с накопленной задолженностью, не владеющие значимыми бизнес-активами», — отмечает адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Гришанов и Партнеры» Сергей Гришанов. По его словам, банкротство таких компаний почти всегда преднамеренное, поскольку оно изначально планируется руководителем или собственником бизнеса должника с целью освобождения от кредиторской задолженности в нужный момент.

Если зайти на сайт ЗАО «Энергомаш (Белгород) — БЗЭМ», можно узнать, что теперь название предприятия звучит по-другому — ООО «Белэнергомаш БЗЭМ». ЗАО «Энергомаш (Белгород) — БЗЭМ» частично находилось в муниципальной собственности, а новая компания — уже нет. Согласно данным ЕГРЮЛ, собственником 74,5% долей в уставном капитале ООО «Белэнергомаш БЗЭМ» является все тот же Владимир Захаров. Остается только догадываться, по какой причине город согласился на такие изменения в структуре собственности предприятия.

В результате всех манипуляций с компанией белгородцы могут стать свидетелями того, как их город лишится привлекательного актива и источника средств, подытоживает «МК».