Во время своего турне по американскому континенту президент Украины Петр Порошенко срывал овации. Главным образом — потому что говорил то, что хотели от него слышать в США и Канаде.

Начался политический вояж 17 сентября с визита в Канаду — страну, где живет одна из самых крупных украинских диаспор. Больше миллиона украинцев. Главные чаяния украинского президента от североамериканского турне — получение военной, финансовой и энергетической помощи. Он успел встретиться с канадским премьером и выступить перед местным парламентом, где сорвал бурные овации, заявив: «Украина прошла рубикон и разрушила любые надежды на возрождение Советского Союза. Мы — европейская нация».

Однако, без сомнения, основной пункт поездки Порошенко с супругой находится немного южнее Оттавы — в Вашингтоне. От визита в США украинские политики традиционно ожидали очень многого, верно оценивая влияние Белого дома на ситуацию в стране. Для начала Порошенко встретился с Госсекретарем США Джоном Керри, потом — с вице-президентом Джо Байденом. Встреча с главой Белого дома — отложена напоследок.

Совместное заседание обеих палат Конгресса США — Сената и Палаты представителей — на Украине в прямом эфире транслировали все основные информационные ресурсы. Порошенко выступал перед американскими конгрессменами, которые в свое время изо всех сил поддерживали Майдан. И те ему каждые 5 минут аплодировали стоя, что с восторгом оценили пользователи украинских соцсетей. Мол, вот он какой наш президент, ему конгрессмены непрестанно рукоплещут. А что же на самом деле заявил украинский президент? Ну, во-первых, его риторика в американском конгрессе была намного агрессивнее, по сравнению с выступлениями для внутриукраинских потребителей. «Украинские мужчины и женщины сейчас стоят на передовой борьбы за демократию и им нужна ваша поддержка. Им нужно вооружение — летальное и нелетальное, и оно им нужно сейчас. Мы не можем победить в этой войне только с одеялами», — заявил президент Украины. Бурные аплодисменты.

Далее он говорит о том, что события на Украине могут привести к новой мировой войне. «Люди со всего мира задают себе вопрос — неужели мы на пороге новой холодной войны? Неужели может случиться новая война в Европе, где недавно это казалось невозможным, а сейчас вполне реально? К сожалению, сегодня ответ на все эти вопросы — да». И вновь бурные овации от американских конгрессменов.

Следующий тезис — несмотря на перемирие, украинские солдаты продолжают умирать, США должны предоставить Украине статус основного союзник вне НАТО. «Сегодня агрессия против Украины является угрозой глобальной безопасности: гибридная война, терроризм, нарушение международных договоренностей и даже стирание национальных идентичностей. Они не остановятся, они пересекут европейскую границу и двинутся далее. С даты начала прекращения огня Украина потеряла 17 жизней солдат, 67 были ранены и это та цена, которую Украина платит за мир. Я призываю США предоставить Украине особый статус, который бы отображал уровень взаимодействия со страной, вне НАТО. Для сохранения мира мы должны быть достаточно сильными. Мы не сомневаемся, что будем сильными благодаря вам», — сказал Порошенко. И вновь заставил зал дружно встать и поупражняться обеими руками.

И как раз практически в момент выступления СМИ со ссылкой на информацию от Петра Порошенко начали усиленно раскручивать тему о том, что Владимир Путин якобы угрожает захватить в течение двух дней любую европейскую столицу. В общем, Порошенко откровенно требовал военной помощи, вмешательства США, денег для Украины и усиления санкций против России. Как видим, эта риторика несколько отличается от заявлений для внутреннего потребителя — на Украине он на камеры обычно требует сделать все для достижения мира.

Теперь разберем, что же реально получил Порошенко от визита в США. Во-первых, комитет Сената США одобрил «Акт поддержки свободы на Украине-2014». Там есть и статус союзника для Украины, и возможное предоставление 350 миллионов долларов военной помощи и поддержка в энергетике в общей сложности на 100 миллионов долларов. «Не может быть более сильной демонстрации нашей солидарности с Украиной, чем одобрение этого законопроекта, который налаживает жесткие санкции против России за нарушение международного порядка и в то же время позволяет предоставить военную помощь Украине в этот переломный момент», — сказал председатель комитета, сенатор от Демократической партии Роберт Менендес. Вот только один нюанс — далее комитета дело не пошло. До рассмотрения конгресса документ так и не добрался. И не факт, что в ближайшее время доберется, а без этого оружия Украине не видать.

После встречи же с Обамой оптимизм Порошенко вообще ощутимо улетучился. Конечно, Обама подтвердил намерение усиливать санкционную войну. Что же до оружия — американский президент подчеркнул, что мира надо достигать дипломатическим путем. «Мы продолжим оказывать содействие в мобилизации международного сообщества для поиска дипломатического решения (кризиса). Мы готовы поддерживать Украину в переговорах с Москвой для того, чтобы украинский народ был свободным и процветал», — заявил Обама. И назвал крайне важным закон «об особом статусе» отдельных районов Донбасса. Кстати, именно после беседы с Обамой на удивление с Порошенко слетел и его «ястребиный» образ. «Мы надеемся, что минский диалог будет продолжен, и ожидаем, что прекращение огня, которое уже продолжается 12 дней, сможет перерасти в реальный мир в Донецкой и Луганской областях», — заявил он.

Но, конечно, жёстче всего Обама осадил украинского президента в вопросе статуса основного союзника вне НАТО. «Ответ президента Обамы был: нет», — заявил Петр Порошенко в интервью CNN. Впрочем, он тут же попытался сгладить горечь от проглоченной невкусной пилюли. «Он сказал, что уровень сотрудничества между США и Украиной в сфере обороны и безопасности значительно выше, чем тот, который соответствует сотрудничеству с основным союзником вне НАТО, который, к примеру, есть у Аргентины», — сказал Порошенко.

Однако перед визитом в США именно на возможный статус союзника украинская власть делала упор. В целом, судя по всему, США предпочитают пока несколько дистанцироваться на официальном уровне от ситуации на Украине и переориентироваться на ближневосточные разборки. Там Ирак и Сирия не дают Вашингтону расслабиться. Впрочем, и окончательно прекращать свое участие в украинском кризисе США не намерены, взяв некую паузу.

Но, вместе с тем, Вашингтон подтвердил свой ярлык на правление для Петра Порошенко, послав четкий сигнал другим украинским акторам. «Лидерство Петра Порошенко сейчас очень важно для украинского общества», — заявил Барак Обама. Кроме того, дежурно пообещал денег. «Сегодня я могу констатировать, что дополнительно к 240 млн долларов, которые уже поступили от США на поддержку Украины, дополнительно к 1 мрд долларов финансовых гарантий, которые были продемонстрированы в этом году, мы действительно сейчас вели очень четкий практический разговор — от нашего сотрудничества по дополнительным финансовым гарантиям, до продолжения сотрудничества с Международным валютным фондом», — заявил Порошенко.

Судя по всему, Вашингтон намерен посмотреть, какое влияние окажут на Россию уже введенные санкции, и исходя из результатов такого мониторинга корректировать свою политику относительно украинского кризиса. А пока украинская власть должна получить минимально необходимую поддержку, чтобы избежать поражения. Отсюда и финансовая поддержка, и подтверждение полномочий Порошенко, и посылка в Киев «мощных» энергетических экспертов — они должны подсказать местным специалистам, как обеспечить тепло и электричество на Украине хоть на какое-то время. Иначе над страной нависнет угроза гуманитарной катастрофы, а над подчиненной США властью — дамоклов меч очередного народного восстания и свержения. А это означает потерю Вашингтоном контроля над ситуацией, чего Белый Дом допускать пока не намерен.

Украинская редакция ИА REGNUM