Александр Лукашенко 19 сентября совершил инспекцию предприятий Витебской области и провёл совещание на Оршанском льнокомбинате, потребовав сделать рентабельной производство продукции из льна, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Во время поездки в Оршанский район Витебской области руководитель постсоветской республики посетил Ореховский льнозавод и Оршанский льнокомбинат, заслушал доклады о выращивании и переработке льна, о рентабельности производства и продаж льняной продукции, а также о выполнении утверждённого им плана развития льноводческой отрасли республики на 2013-2015 годы. Лукашенко потребовал производить в Белоруссии оборудование для льняной отрасли, как минимум — запчасти к бельгийскому оборудованию.

«Все запчасти и прочее вы должны произвести здесь и повторить эту линию. С бельгийцами или сами — это ваше дело. Но не просто привезти и здесь „отвёрточную“ сборку сделать, а производить с высокой локализацией», — дал указание Лукашенко. Он также выступил перед специально собранными к его приезду представителями пролетариата, которые поблагодарили его за личный вклад в строительство моста через Днепр и другие позитивные изменения в их жизни.

«Правительство и руководители ваши, область, министр просят продолжить модернизацию Оршанского льнокомбината, посмотреть на другие фабрики — особенно, на вторую, но цена этого вопроса — от $70 млн до $100 млн. Такие деньги ещё надо найти, но вы помните о том, что рассчитываться в основном придется вам. Правда, продукция совсем другая. И если так, как говорит ваш руководитель, продается ваш товар — даже выше рыночной цены в мире — ну, наверное, овчинка выделки стоит», — сказал Лукашенко, выступая перед работниками льнокомбината.

«Посмотрим, — сказал он. — Чтобы принять окончательное решение, я решил посмотреть на наш комбинат — и мой тоже. Личную мою заинтересованность вы знаете — я здесь родился, посмотрел свой дом, три года прожил, ну а потом уехал в деревню. Моя мать начинала работать здесь — на этом стареньком-стареньком ещё льнокомбинате, или как он тогда назывался. Поэтому дело не в личных пристрастиях, а в дело в том, что, лён — это культура политическая для нас. Лён у нас на гербе нашей страны, — сказал Лукашенко. — Мы умеем работать со льном, мы умеем производить ткани из льна, и потерять эту школу нельзя, потому что в этом работает несколько десятков тысяч человек — от крестьян до изготовления готовой продукции — одежды, столовых принадлежностей, всё, на что идёт наш лён. Поэтому загубить эту школу мы просто не имеем права».

«Были шальные головы, много лет назад, которые предлагали мне закрыть вообще, не заниматься льнопроизводством. Ну, мы видим, к чему это привело в России. Там практически уничтожили льнопроизводство, ткани получают значительно меньше на человека, чем мы — наверное, в общих объёмах», — сообщил Лукашенко. Он отметил, что такое положение дел подвигло его в своё время принять решение «льну — быть!». Эту фразу руководитель постсоветской республики повторил позже чиновникам на совещании.

Он отметил также, что вложив $70 млн в модернизацию, он хотел бы получить кратно больше в качестве прибыли, однако решение данной проблемы не столь просто. Деньги на модернизацию отрасли, сказал Лукашенко, будут взяты «со всей страны» — пострадают интересы учителей и других бюджетников, поэтому ответственность высока.

Кроме того, Лукашенко прокомментировал проблему повышения пенсионного возраста в Белоруссии, отметив, что работники этого не желают, и поэтому руководство постсоветской республики будет изыскивать другие варианты обеспечения достойной старости. Корень проблем, по мнению Лукашенко, в демографической ситуации, неблагоприятно сказывающейся на социальной сфере. «Нет денег в пенсионном фонде! Вы со своих денег отчисляете средства в пенсионный фонд, и мы своим родителям — мы, вместе с вами работающие, отчислив в пенсионный фонд деньги, делим на пенсионеров. Мы пойдём на пенсию — на нас дети будут работать и отчислять эти деньги. такая, в общем, система — всё зависит от количества пенсионеров. У нас их сегодня очень много — по-моему, у нас 1 пенсионер на 1,3 работающих — т.е., фактически, один человек кормит одного пенсионера. Понимаете? Ну, чуть больше одного человека. В общем, два человека кормят больше, чем одного пенсионера, — посвятил Лукашенко работниц в особенности пенсионной системы республики. — Это ненормально. Надо, хотя бы один к трём, чтобы три работающих кормили одного пенсионера. Вот простая арифметика, жизненная».

«Но вы этого не хотите!, — добавил Лукашенко. — Ну, что ж я могу поделать? Буду вас убеждать, когда придёт время. Может, не я буду — кто-то другой, но мы пока эту проблему не обсуждаем».

В ходе совещания с членами правительства и местными чиновниками, а также представителями НАН Белоруссии и руководителями предприятий, Лукашенко подверг критике несоблюдение технологии выращивания льна и просчёты руководителей предприятий отрасли, отметив, что всю полноту ответственности за неблаговидное состояние дел несут председатели облисполкомов. Их Лукашенко назначает лично, и с них он намерен строго спросить за провалы в работе — об этом он заявил в ходе совещания на Оршанском льнокомбинате.

Руководитель республики констатировал: сроки модернизации льнокомбинатов сорваны, в т.ч. Оршанского льнокомбината, а в целом отрасль остается убыточной и убытки возрастают на каждом этапе — от выращивания до сбыта. При этом, обратил он внимание своих подчинённых, Белоруссия находится на втором месте в мире по производству льноволокна, но не может сделать конечную продукцию достойного качества, а отрасль — прибыльной. Лён, подчеркнул Лукашенко — «прекрасный товар, как столовый, так и одежда».

Заслушав доклад представителя Института льна НАН Белоруссии, Лукашенко распорядился передать данному учреждению хозяйство по выращиванию льна, сказав: «У него прежде всего в руках должно быть хозяйство!». Правительство Белоруссии и персонально председатель госконцерна «Беллегпром» Николай Ефимчик, выступивший на совещании с докладом об успехах белорусского льноводства, отметил Лукашенко, несут ответственность за модернизацию предприятий отрасли и Оршанского льнокомбината в частности. Принято решение, сообщил он, сократить к 2015 году количество льнозаводов с 36 до 25.