Трубопроводная монополия «Транснефть» в 2015 году собирается прекратить транспортировку нефтепродуктов на участке Красный Бор — Ручьи, сообщили «Ведомости» со ссылкой на заместителя вице-президента «Транснефти» Владимира Назарова. Это вызвало сопротивление владельцев нефтебазы «Ручьи» − Петербургской топливной компании (ПТК).

Необходимость остановки НПП — в полностью выработанном ресурсе, диагностика их состояния невозможна, реконструкция экономически не оправдана, дальнейшая эксплуатация чревата нештатными ситуациями. Труба проходит в городской черте Санкт-Петербурга, в том числе более 6 км в селитебной зоне и в непосредственной близости от плотной жилой застройки, а также под ведущими дорожными магистралями города. НПП между Красным Бором и нефтебазой Ручьи длиной около 55 км введен в эксплуатацию в 1971 году. На трассе НПП имеется более 20 нарушений минимально допустимых расстояний охранных зон.

Нефтебаза «Ручьи» принадлежит Петербургской топливной компании (ПТК). Резервуарный парк нефтебазы «Ручьи» вмещает 71 400 куб. м, из них 40 600 куб. м дизтоплива, остальное — бензины, указано на сайте ПТК. Нефтебаза принимает топливо по НПП мощностью до 600 000 т в год и по железной дороге, мощность эстакады — 1,9 млн т в год. В 2013 году на базе по НПП поступило 229 тыс. тонн топлива, с начала 2014 года − порядка 330 тыс. тонн.

Диагностика трубы с помощью современных диагностических внутритрубных снарядов невозможна, сообщил представитель «Транснефти». Наружная диагностика трубы серьезно затруднена.

Сопротивление владельцев ПТК выводу НПП из эксплуатации понятно. Нынешним владельцам ПТК нефтебаза досталась в лихие 90-е годы. Компания взяла базу в длительную аренду у «Сургутнефтегаза» «без ведома последнего», писал тогда «Коммерсант». На нефтебазе, сообщил представитель «Транснефти», отсутствует узел учета нефтепродуктов, что не позволяет должным образом обеспечить их товарно-коммерческий учет и выявить возможные потери при транспортировке. База находится в городской черте, вплотную к ней подступают жилые дома, а на базе уже было несколько пожаров.

«Сейчас не времена тамбовских, когда человеческие жизни при расчете бизнес-проектов в Питере в расчет не брались, при решении экономических вопросов. На базе уже было несколько пожаров, если труба НПП рванет в селитебной зоне или выльется в Неву, то город постигнет экологическая катастрофа, которых не было со времен его основания Петром», — считает Дмитрий Парфенов из Союза Экологических общественных организаций.

По мнению председателя правления Экологического Союза Санкт-Петербурга Семена Гордышевского, «такими вопросами нельзя пренебрегать — если трубопровод в силу своей изношенности создаст угрозу экологической катастрофы? Представьте себе последствия разлива нефтепродуктов в случае их попадания в Неву — в два счета погубите Ладожское озеро и фауну Балтийского моря — площадь бассейна Невы — 5 тысяч квадратных километров!» По его словам, Петербургский Комитет по природопользованию ежегодно фиксирует в акватории Невы в среднем более 40 разливов нефтепродуктов, но в случае прорыва трубопровода на означенном участке — городу грозит экологическая катастрофа беспрецедентного масштаба.

Дальнейшая эксплуатация трубы, считают в «Транснефти», связана с возрастающими рисками возникновения нештатных ситуаций в городской черте Санкт-Петербурга, ликвидация которых будет однозначно затруднена. По оценкам компании, полная реконструкция НПП между Красным Бором и нефтебазой Ручьи при существующем уровне рентабельности эксплуатации продуктопроводов могла бы окупиться за 199 лет. Общий объем поставок по трубе составляет 200 тыс.кубометров в год. Они легко компенсируются за счет отпуска на нефтебазе «Красный Бор», принадлежащей самой «Транснефти».

Решение «Транснефти» о консервировании трубы до Ручьев необходимо согласовать с Минэнерго при участии ПТК и «Сургутнефтегаза», а это может занять продолжительное время, приводят «Ведомости» позицию топ-менеджера ПТК. По его словам, ПТК не согласна с этим решением, свою позицию компания изложила на совещании в Минэнерго. Это, кстати, уникальный случай, когда закрытие рядовой нефтебазы рассматривают на совещании в Минэнерго. По крайней мере такого в Минэнерго не могут припомнить с конца 90-х. Впрочем, тот же источник в министерстве утверждает, что никаких согласований вопроса о закрытии даже формально не требуется.