Ущерб, наносимый российским автодорогам большегрузными автомобилями, в разы превышает размер средств, выделяемых на содержание дорожного хозяйства, заявил на пресс-конференции 13 октября глава Росавтодора Роман Старовойт, передает корреспондент ИА REGNUM. Его ведомство совместно с МВД и Ространснадзором выдвинуло ряд предложений по повышению весогабаритного контроля на трассах разного уровня.

«В 2014 году будет потрачено на ремонт и реконструкцию дорог примерно 1 трлн рублей, но объем перевозок с нарушением весогабаритных параметров наносит ущерб дорогам всех уровней ориентировочно в размере 2,6 трлн рублей, — рассказал он. — То есть получается, что мы разрушаем дороги в два раза быстрее, чем ремонтируем».

В настоящее время в структуре Росавтодора действует 14 стационарных постов весогабаритного контроля, которые не справляются с проверкой всего потока грузового автотранспорта не только по причине своей малочисленности, но и потому, что для фиксации нарушений необходимо одновременное присутствие специалистов трех ведомств: Росавтодора, ГИБДД и Ространснадзора.

Эти ведомства выступили с совместной инициативой о введении автоматической системы контроля весогабаритных параметров, которая бы сама рассылала нарушителям «письма счастья» по аналогии с системой контроля скоростного режима и других правил дорожного движения на автотрассах.

«У нас такая возможность есть, в следующем году будут готовы к работе в этой системе более 60 постов весогабаритного контроля», — сообщил Старовойт. Аналогичные весы, по его словам, к концу 2015 года можно установить на 481 рамку для пропуска 12-тонников, таким образом, общее количество контрольных точек превысит 500.

Для исправной работы системы автоматического контроля весогабаритных параметров понадобится внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и другие законодательные акты. Профильный комитет Госдумы, по словам его зампреда Сергея Тена, готов помочь дорожникам в продвижении соответствующих законопроектов.

Бороться с перегруженным автотранспортом можно не только контрольными и полицейскими мерами, считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. По его словам, соотношение тарифов на автомобильные и железнодорожные перевозки в России таково, что использование грузовиков зачастую оказывается выгоднее, и традиционные железнодорожные грузы (например, сыпучие и наливные) перемещаются по автомобильным дорогам, увеличивая нагрузку и создавая угрозу их сохранности. Блинкин считает, что правительству следует пересмотреть тарифную политику в сфере грузовых перевозок и привести его в соответствие с мировой практикой.