В правовой системе Белоруссии отсутствует определение «тунеядства», однако это не останавливает МВД постсоветской республики от намерения привлечь «тунеядцев» к ответственности. Об этом говорится в опубликованном 22 октября на сайте министерства материале под заголовком «Тунеядцев — к ответу!».

В публикации управления информации и общественных связей МВД Белоруссии содержится ссылка на совещание по вопросам занятости и миграции, состоявшееся 20 октября в Минске под председательством Александра Лукашенко с участием министра внутренних дел Игоря Шуневича. В 2013 году МВД направляло в Совмин предложения об административной ответственности за «тунеядство», однако «они не нашли достаточной поддержки».

В МВД констатировали: «В 2014 году почти 23 тысячи (60 %) обвиняемых в совершении различных преступлений не работали и не учились. Эта категория на протяжении последних лет стабильно составляет почти две трети правонарушителей. А эффективные рычаги воздействия, побуждающие граждан к общественно полезному труду, практически отсутствуют. Такая ситуация серьезно увеличивает криминогенные риски».

В статье приводится мнение начальника управления профилактики ГУОПП МОБ МВД подполковника милиции Олега Каразея, который считает, что «и привлекать людей к труду, и поправлять бюджет помогло бы введение административной ответственности». Форма ответственности предлагается в форме штрафа для совершеннолетних трудоспособных постоянно проживающих на территории Белоруссии гражданин, которые более 6 месяцев в течение года уклоняются от финансирования государственных расходов (путем уплаты налогов, сборов и иных платежей). Для злостных уклонистов предлагается арест с обязательным привлечением к труду. МВД предлагает также дополнить ПИКоАП в части наделения сотрудников налоговых органов правом составления протоколов об административных правонарушениях по данной статье, а рассмотрение таких дел возложить на судей районных и городских судов.

"Закрепление в законодательстве мер административного принуждения, по мнению МВД, позволило бы эффективно влиять на асоциалов, уклоняющихся от трудовой деятельности, — сказано в публикации. — На территории бывшего СССР когда-то уже существовала система мер, применявшаяся к таким гражданам. А Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1961 года так и назывался — «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». Уголовными кодексами союзных республик устанавливалась ответственность (в БССР — статья 204) за занятие бродяжничеством или попрошайничеством либо ведение иного паразитического образа жизни с максимальным наказанием в виде лишения свободы сроком на один год.

Каразей пояснил, что привлечение граждан постсоветской республики к ответственности за «тунеядство» не означает возврата к советскому прошлому. Милиционер изложил логические доводы: «Конституционное право гражданина на труд — отнюдь не обязанность. Той ответственности, которая когда-то была за тунеядство, просто не будет. С другой стороны, давайте исходить из реалий нашего времени и той же Конституции. Ежегодно государством из средств республиканского бюджета финансируются расходы на транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, медицинскую помощь, социальную политику. При этом в соответствии со статьей 56 главного закона страны граждане обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Наконец, анализ оперативной обстановки свидетельствует об устойчивом негативном влиянии трудовой незанятости на состояние правопорядка. Закрепление же в законодательстве мер административного принуждения позволит просто более эффективно влиять на тех, кто ведет асоциальный образ жизни, не хочет думать не только о государстве, но и о своих близких».

Представитель УИОС МВД Белоруссии Александр Стригалёв отметил: «В настоящее время законодательством не определено понятие „тунеядство“. Этот термин, считают в МВД, может быть применен к гражданам, которые умышленно уклоняются от участия в финансировании государственных расходов путем неуплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей».

Напомним, в СССР статья 209 Уголовного Кодекса («тунеядство») действовала в 1961-1991 гг. и изменялась четыре раза — в 1975, 1979, 1982 и 1984 гг. Статья за «тунеядство» активно применялась к диссидентам — по ней привлекались философ Александр Зиновьев (позже был выслан из СССР), писатели Владимир Войнович и Владимир Корнилов, председатель «Христианско-Демократического союза России» Александр Огородников и мн. др. В 1964 году за «тунеядство» был осужден поэт Иосиф Бродский — ему предстояло провести пять лет принудительных работ в Архангельской области, однако реально будущий Нобелевский лауреат по литературе отбыл около 1,5 лет. В 1965 году высылку осуждённым по этой статье заменили работой по месту проживания, хотя значительная часть «лиц без определённого рода занятий» (БОРЗ) составляли «лица без определённого места жительства» (БОМЖ).

Как сообщало ИА REGNUM, в Совмине Белоруссии идея «налога на тунеядцев» обсуждается не первый год, поводом для чего стала проблема взыскания налогов с граждан, которые не состоят на учёте в госорганах как официально зарегистрированные безработные. Таковых, по озвученным 20 октября данным Александра Лукашенко, в республике около 0,5 млн чел, а по данным Минтруда и соцзащиты — почти в сто раз меньше. Выступая 12 ноября 2013 года в Нацсобрании начальник главного управления финансирования социальной сферы и науки министерства финансов республики Светлана Кретова заявила, что разработан проект указа, вводящий ответственность за «тунеядство», однако ввести эту норму Александр Лукашенко до сих пор не решился.