Абхазия продолжает обсуждать проект Договора о союзничестве и интеграции, который, как ожидается, должен быть подписан до конца этого года. А мы знаем, что политические процессы имеют свою капитализацию — политическую и нередко капитализированы в прямом смысле — имеют финансовое содержание. Также и проект этого Договора о союзничестве и интеграции — его цена пять миллиардов рублей. Это сумма, которая в виде дополнительных инвестиций будет получена из России.

И это важный нюанс. Потому что мы все знаем, что не бывает ресурса, за который не бывает борьбы. Борьба за ресурс при этом может быть разной. Бывает борьба даже не за ресурс, а за то, чтобы его не было у оппонента. Я сейчас пишу совершенно теоретические выкладки. Никого не хочу ни в чем, как говорится, огульно обвинять. Но финансы всегда часть реальной политики.

Итак, Абхазия в 2015 году, если будет подписан договор, получит дополнительно пять миллиардов рублей. Сумма по абхазским меркам огромна — достаточно сказать, что консолидированный объем российской финансовой помощи республике в следующем году, без учета этих денег, четыре миллиарда рублей. И не нужно детально мониторить состояние абхазской экономики, чтобы понять: имеющихся средств, в том числе и зарабатываемых национальной экономикой, мало на что хватит. Во-первых, новому руководству нужно начинать выполнять предвыборные обещания, а люди ждут роста зарплат, пенсий, создания рабочих мест и много чего другого. Это требования реальных людей, далеких от политики, но способных создать большие проблемы власти, если ситуация в стране не изменится в лучшую сторону.

Говоря объективно, если в 2015 году Абхазия останется без дополнительных пяти миллиардов рублей, социально-экономическое положение будет тяжелым, а политическая ситуация взрывоопасной. Но если эти пять миллиардов рублей будут получены, то, очевидно, говорить в течение ближайших нескольких лет о силовой смене власти будет бессмысленно, вероятность серьезных политических катаклизмов будет сведена к минимуму.

Но, судя по всему, борьба за власть в Абхазии становится явлением не цикличным, а постоянным. Новая команда еще и 100 дней не правит, но нарождающаяся пока только оппозиция обещает первую революцию уже в декабре. Идея о «народном сходе» витает в воздухе, причем этой идее теперь, кажется, не особо нужен и информационный повод — оппонентам, видимо, импонирует идея повторить 27 мая этого года (кампанию общественного протеста, в результате которой был смещен бывший президент Александр Анкваб).

Легко можно предположить, что если новая власть действительно начнет процесс «наведения порядка», а он включает в себя и уголовные дела против коррупционеров, и вообще глобальный разбор полетов, то градус политической напряженности будет расти. Никто просто так ничего сдавать не собирается. С другой стороны, если обещанного наведения порядка не будет, то доверие к руководству страны растает за несколько месяцев. И вот в этом контексте эти пять миллиардов рублей обретают огромное политическое значение. Если эти деньги у руководства страны будут, то будут и пенсии, и уголовные дела, и все остальное. Если их не будет, то пусть не в этом, но в следующем декабре революция точно случится.

Поэтому будем наблюдать в ближайшее время много интересного. Когда одна из сторон политического процесса будет бороться не за обладание финансовым ресурсом, что было бы естественно, а за то, чтобы его не получил оппонент, а вместе с ним и страна. Моральную сторону вопроса оставим при этом за скобками, чистая политика, ничего личного.

Антон Кривенюк, Абхазия, специально для ИА REGNUM