В регионах Урала государственно-частное партнёрство активно развивается. По мнению экспертов, оно является выходом для малых территорий, способствует их развитию, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

15 октября Москва принимала VI Общероссийский форум «Инфраструктурные проекты 2014» — дискуссионную площадку для обсуждения актуальных проблем развития инфраструктуры и поиска их решений с участием крупных частных и институциональных инвесторов, представителей бизнеса, общественных организаций, а также руководителей органов власти. Участники форума отметили, что в России накоплен положительный опыт государственно-частного партнёрства. В стране сложилась достаточно серьезная практика ГЧП, и если инфраструктурные проекты реализуются на условиях такого партнёрства, то помешать работам не могут даже санкции.

В Челябинской области региональный закон о государственно-частном партнерстве был принят еще 2009 году. Как сообщили в региональном министерстве экономического развития, он позволил повысить инвестиционную привлекательность региона и установить четкие и понятные для всех правила участия органов власти в реализации совместных проектов и порядок участия в них партнеров. На основе государственно-частного партнерства на территории региона реализуется более 50 инфраструктурных инвестиционных проектов. В основном, это проекты модернизации неэффективных муниципальных котельных и создания новых высокорентабельных источников теплоснабжения, стоимость каждого из которых варьируется от 20 до 30 миллионов рублей.

В Свердловской и некоторых соседних с ней регионах также уже много лет действует закон о ГЧП. Только через Инжиниринговый Кластер Инфраструктурных проектов проходит девять проектов, реализуемых по такой схеме. Среди них по модернизации схемы водоснабжения и водоотведения в Кировграде и Первоуральске, строительству дождевой канализации и очистных сооружений в городе Ревде, утилизация лигнина с последующим отоплением поселков в Новолялинском городском округе и другие. В завершающей стадии находятся опытно-промышленные испытания установки «Кибертоп» в Новолялинском городском округе — экологический проект Инжинирингового Кластера, который реализуется по заказу и совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области. «Кибертоп» — собственная разработка Инжинирингового Кластера, позволяющая утилизировать все виды отходов без вреда для атмосферы и отапливать за счет сжигания отходов населенные пункты и социальные объекты.

Еще по четырём муниципалитетам эксперты и технические специалисты кластера разрабатывают новые проекты. В частности, в Артинском городском округе силами Кластера выполняется проектно-сметная документация на строительство очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации, перепроектируется часть системы водоснабжения и канализационной насосной станции (работы, начатые прошлым недобросовестным подрядчиком) для прохождения экспертизы и дальнейшей реализации проекта.

С помощью механизмов ГЧП в регионах развивают инфтраструктуру, в том числе и строят детские сады. В Тюменской области губернатором Владимиром Якушевым была поставлена задача, чтобы одновременно со строительством микрорайонов появлялась социальная инфраструктура. «Проведены переговоры с рядом крупных застройщиков и сейчас при комплексной застройке новых жилых массивов мы активно развиваем частно-государственное партнерство», — отметил глава администрации Тюмени Александр Моор. По его словам, застройщики возводят детские сады за свой счет и затем передают их муниципалитету, который вкладывается в оборудование и оснащение. По данным на август 2014 года в Тюмени были подписаны такие соглашения о строительстве детских садов уже с тремя строительными компаниями. По словам Александра Моора, это повышает и коммерческую привлекательность жилья. Опыт показал, что темпы продажи квартир в микрорайонах, где уже есть детский сад, выше.

В Пермском крае закона о ГЧП до последнего времени не было. Но это не помешало ему подняться за год сразу на 42 пункта в рейтинге «Развитие государственно-частного партнёрства в субъектах РФ», который подготовил Центр развития ГЧП России. Он был назван территорией с высоким потенциалом для развития государственно-частного партнерства. А в марте на конкурсе, который проводился в рамках «Российской недели государственно-частного партнерства», з авоевала первое место в номинации «Лучший публичный партнер»

Как заявил корреспонденту ИА REGNUM первый заместитель председателя Комитета по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей Владимир Семёнов, ни один муниципалитет не решит инфраструктурных проблем без механизма ГЧП. «Ни один инвестор не зайдет на территорию, если там нет инфраструктуры. Ее надо создавать и развивать. И без государственно-частного партнерства (ГЧП) ни одно муниципальное образование своих проблем не решит, потому что у него нет достаточных средств. Львиная доля налогов уходит в областной и федеральный бюджеты, а муниципалитеты идут потом в правительство, что называется, с протянутой рукой», — говорит Владимир Семёнов.

Также, по его словам, при существующей сегодня в России финансовой системе, привязанной к доллару, невозможно воплощать ГЧП без привлечения зарубежных партнеров и иностранных капиталов: "У нас нет достаточного количества средств — на все необходимые проекты по схеме ГЧП денег не хватит. Поэтому сегодня иностранный инвестор нам нужен, но при этом необходимо начать защищать свой рынок конкурентных продуктов и кадров, в том числе и для укрепления рубля ", — добавил он.

К слову, санкции санкциями, а иностранные инвесторы и сейчас готовы вкладываться в российские проекты на условиях ГЧП. В том числе и инвесторы из стран Евросоюза.