В Пермском крае за 9 месяцев продано 30 тысяч новых автомобилей. Резких изменений в динамике продаж не наблюдалось, тем не менее, смена тенденций на рынке четко прослеживается. В январе-марте объемы продаж выросли на 3%, однако в апреле начался спад, в течение которого показатели вернулись к уровню начала года. Осенью кривая продаж вновь пошла вверх и за сентябрь успела подняться на 1%. Такие данные опубликовала газета Business-Class со ссылкой на данные комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Отметим, что изменения происходят на фоне продолжающегося с прошлого года падения авторынка — как в целом в России, так и в Прикамье. По итогам 2013 года уменьшение объемов продаж на российском рынке составило 5%, а в первом полугодии 2014 года — 7,6%. За январь-август 2014 года в России было продано 1,58 млн автомобилей, что на 217 тысяч меньше, чем за аналогичный период 2013 года. Падение рынка составляет порядка 12%.

Падение рынка эксперты связывают с макроэкономическими факторами, а последующий подъем — с запуском программы утилизации автомобилей. «Снижение объемов продаж новых автомобилей в Перми связано в первую очередь с большой „закредитованностью“ населения, нестабильной экономической ситуацией в стране и отсутствием уверенности в будущем у наших земляков», — считает Сергей Чебасов, руководитель отдела продаж «Экскурс-Автомобили».

С ним согласен Андрей Бычин, руководитель отдела продаж «Прага Моторс»: «Падение автомобильного рынка обусловлено снижением платежеспособности покупателей и непрогнозируемыми внешнеэкономическими условиями. Кроме того, на спрос негативно влияют высокие ставки по кредитам и уменьшение количества одобренных заявок на получение автокредитов, а также рост цен на автомобили и большая стоимость КАСКО», — добавляет он.

По мнению Чебасова, свою роль в изменении кривой продаж автомобилей сыграли наряду с запуском программы утилизации и сезонные колебания: "Я думаю, осенью люди, видя постоянный рост евро и доллара, поняли, что лучше уже не будет, и стоит взять от государства хотя бы тот минимум, который оно предлагает — то есть воспользоваться программой утилизации. Рост продаж связан также с окончанием периода отпусков и возвращением людей к активной деятельности.

В тройке лидеров по объемам продаж в Пермском крае по-прежнему остаются Lada, Renault и Toyota, далее следуют KIA и Volkswagen. Продажи Chevrolet стремительно сокращались еще в прошлом году, и хотя в первом полугодии падение замедлилось с 34,3% до 12,1%, итоговые показатели за январь-август текущего года оказались на 25,8% ниже, чем в 2014 году.

Предпочтения пермских автолюбителей во многом разнятся с трендами российского рынка, и хотя в целом ТОП-10 регионального и национального рынка составляют одни и те же бренды, динамика продаж отдельных марок в Пермском крае противоположна общим тенденциям. Наиболее ярко это противоречие выражено по отношению к автомобилям Opel, Hyundai и Toyota. Первые в Перми намного более популярны, чем в других регионах. В январе-августе текущего года продажи Opel в крае выросли на 1,6%, тогда как на федеральном уровне показатель опустился на19%. Hyundai оказался в значительном плюсе в Прикамье — 16,8%, а на российском рынке опустился немного ниже нуля. Обратная ситуация наблюдается в отношении автомобилей Toyota. В среднем по стране их продажи выросли, хоть и не значительно — на 1%, а в Перми — упали на 15,4%.

Объемы продаж автоконцерна KIA Motors в Пермском крае сократились значительнее, чем в целом в России — на 14,6%. Автоваз и Renault, напротив, теряют на региональном рынке меньше, чем на национальном. Французская корпорация за текущий год продала пермякам 3224 автомобиля, что всего на 0,4%, чем за аналогичный период прошлого года. В то время как масштабах страны продажи Renault сократились на 10%. Отечественные автомобили на федеральном рынке «просели» на 18%, а на пермском — на 8%. Для Lada текущие показатели являются позитивной тенденцией, так в течение первых шести месяцев 2014 года, бренд потерял почти 12% продаж в Пермском крае.

Рекордсмены авторынка

Согласие пермяков с остальными жителями России наблюдается в отношении лидеров по снижению и наращиванию объемов продаж за текущий год. Наиболее выраженную позитивную динамику среди флагманов российского авторынка продемонстрировал Nissan. Продажи Nissan в России за период с января по август 2014 года увеличились на 18%, а в Пермском крае на 20%. Наиболее резкое падение показали автомобили Chevrolet — 27% на российском рынке, и чуть больше четверти — на пермском. Продажи Chevrolet в Перми падают прошлого года, и хотя в конце 1 полугодия текущего года снижение сократилось с 34,3 % до 12,1 % к сентябрю ситуация вновь ухудшилась. Nissan по итогам июня текущего года прибавил менее 1%, а за следующие два месяца значительно развил наметившуюся тенденцию роста.

Будет ли затяжное падение авторынка прервано с запуском программы утилизации старых автомобилей — вопрос спорный. У экспертов нет твердой уверенности в том, что наметившийся в сентябре рост продаж продолжится и изменит ситуацию на рынке Перми, отмечает газета Business-Class. «В ноябре мы снова увидим падение в ожидании декабрьских и январских „суперакций“ от продавцов, а в декабре небольшой подъем будет вызван „распродажей“ автомобилей уходящего года», — прогнозирует Сергей Чебасов.

Евгений Клименко, руководитель отдела продаж «Фольксваген Центр Пермь» считает, что программа утилизации и трейд-ин в сочетании с маркетинговой активностью импортеров помогут автодилерам переломить негативную тенденцию и, как минимум, стабильно продержаться до конца года". «Если будет принято решение по продлению программы поддержки, то, скорее всего, рост продаж автомобилей в каре продолжится», — соглашается Андрей Бычин.