Новый бюджетный авиаперевозчик «Аэрофлота», получивший название «Победа», готов к работе. С 1 ноября на сайте компании www.pobeda.aero можно будет приобрести билеты по цене в 999 рублей, а первый рейс — по маршруту Москва — Волгоград — запланирован на 17 ноября. Настойчивое стремление руководства крупнейшего российского авиаперевозчика создать собственный лоукостер доказывает высокий уровень социальной ответственности компании и вызывает недовольство у либеральных наблюдателей.

Как стало известно, на первых порах «Победа» будет летать внутри России — в Волгоград, Самару, Екатеринбург, Пермь, Казань, Тюмень, Сургут и Белгород. Авиапарк бюджетной компании составляют современные лайнеры Boeing-737-800NG. Со временем планируется расширение как географии полетов, так и парка воздушных судов, а главным приоритетом авиаперевозчика станет безопасность полетов. Новый лоукостер не собирается экономить на комфорте пассажиров — в салонах установят кожаные кресла, а багажные полки будут более вместительными, чем у других судов.

«Победа» входит в группу «Аэрофлот», реализуя проект классического низкобюджетного авиаперевозчика, сообщили в пресс- службе крупнейшего российского авиаперевозчика, Работа направлена на повышение мобильности населения и транспортной доступности регионов, а сама компания ориентирована на чувствительных к цене клиентов. К 2018 году воздушный парк «Победы», как ожидается, будет насчитывать около 40 воздушных судов, а объем перевозок достигнет 10 миллионов человек в год. Это позволит компании войти в десятку крупнейших авиапредприятий России.

На авиационном рынке «Победа» должна занять место своего предшественника — «Добролета». По словам генерального директора «Аэрофлота» и председателя совета директоров ООО «Бюджетный перевозчик» Виталия Савельева, наложенные Евросоюзом жесткие санкции сделали невозможным дальнейшее использование «Добролета». «Это стало главной причиной запуска группой „Аэрофлот“ нового бюджетного перевозчика с принципиально иным названием», — заявил гендиректор российской национальной авиакомпании.

Эксперты видят в создании нового лоукостера «Победа» и политический смысл. Политолог, член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин считает, что, несмотря на неудачу с первым проектом организации бюджетных перевозок, на данную услугу существует большой общественный запрос, который необходимо удовлетворить. «Предлагая второй проект, несмотря на неудачу первого, „Аэрофлот“ ведет себя, во-первых, как компания, которую отличает, как говорится, государственное мышление, а не только коммерческое. И, во-вторых, я думаю, что при грамотном выстраивании возможен и коммерческий успех», — рассуждает эксперт.

Следует отметить, что выбор названия для нового бренда неслучаен. «Оно непосредственно связано с предстоящим юбилеем Великой Победы и символизирует нашу неизбежную общую победу над теми трудностями и внешними вызовами, с которыми столкнулась наша страна и наш народ в этом году», — пояснил генеральный директор «Аэрофлота».

Алексей Зудин также обратил внимание на имя лоукостера. «Символизм названия можно оценить положительно. Победа — вообще очень позитивное слово. Слово, которое в любом контексте, и особенно в нашей стране, может получить гарантировано хороший отклик», — считает эксперт.

«Бренд „Победа“ очень удачный, — соглашается руководитель проекта о деловой авиации Bizav News Дмитрий Петроченко в интервью „Коммерсантъ FM“. — Он символизирует с одной стороны общий политический фон. Вы нам санкции — вот вам „Победа“, чистый бренд. С другой стороны, победа символизирует желание „Аэрофлота“ начать работать в сегменте лоукост-перевозок. Если будет взята за основу бизнес-модель „Добролета“, то шансы на то, что „Аэрофлот“ приживется в этом сегменте, очень велики».

«Слово „Победа“, оно в принципе выигрышно, — резюмирует бизнес-тренер, психолог Инна Иголкина. — Если помимо названия у бренда всё будет хорошо: самолеты будут летать точно по расписанию, цены будут доступными, то это название и этот бренд обрастет позитивными смыслами для пользователей».

А вот журналистке «Ведомостей» Александре Терентьевой название «Победа» напомнило яхту из мультфильма о приключениях капитана Врунгеля. Как известно, тоже изначально названое «Победой», судно незадачливого капитана потеряло две первые буквы названия, превратившись в «Беду». Кроме того, в победе «Аэрофлота» над западными санкциями «Ведомости» увидели пафос и попытку превращения рутинной работы в подвиг. «Люди, торжественно-вдохновенными голосами объявляющие с экранов об индустриальных достижениях, уместны в 1950-х гг. Сейчас к этому в лучшем случае будут относиться с иронией», — пишет Терентьева.

«Что касается названия нового лоукостера „Аэрофлота“ и нападок на него. Критики говорят, что у них возникает ассоциация с мультфильмом про капитана Врангеля, где лодка главного героя превращается из „Победы“ в „Беду“. Ну что ж. Классику нужно дочитывать и досматривать до конца. Если критики аэрофлотовского лоукостера позволили себе покуситься на классический мультик про капитана Врунгеля, они должны помнить, что именно эта яхта и победила на соревнованиях, — соглашается Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации. — Во-вторых, возить людей недорого и удобно нужно все равно, несмотря на мнения критиков и злопыхания недоброжелателей. Я думаю, что люди, которые сейчас пытаются издеваться над созданием лоукостера „Аэрофлота“ в непростых условиях международных санкций, не делают чести себе, наоборот, они выглядят недалекими идиотами».

В полемику вступил директор Центра политического анализа Павел Данилин. «Победа — это великое слово, первая и лучшая машина России после Великой Отечественной войны была названа именно так. Коннотации с мультиком про Врунгеля появляются в голове только у идиотов, у безграмотных популистов. Поскольку если бы эти люди пораскинули бы мозгами, они бы вспомнили, чем заканчивается мультик. Он заканчивается тем, что яхта Врунгеля „Победа“ заняла первое место в регате, не говоря о том, что все получилось и у капитана Врунгеля и у его матроса. Люди, которые иронизируют, демонстрируют свою безграмотность. „Ведомостям“ стоило бы быть посерьёзней, а не вспоминать мультики, которые они даже не досмотрели. Название „Победа“ — очень сильное, а у кого в голове вертятся мультики — может им в детский сад сходить, а не в „Ведомостях“ работать», — заявил он.

«Продемонстрировав свою серость даже по части мультиков, креативная журналистка также упрекает „Аэрофлот“ в излишнем пафосе, обвиняя в стремлении превратить в подвиг рутинную работу, спекуляции на святом и в прочих смертных грехах, — пишет публицист Владислав Шурыгин. — По-настоящему ужасно, что победа России в Великой Отечественной войне для журналистки Терентьевой и ее товарищей по идеологическому лагерю это всего лишь пафос. Не миллионы погибших, не героическая победа над поработившими Европу коричневыми ордами, а просто пафос».