Повышение тарифа на внутригородские железнодорожные перевозки незначительно и оправдано текущими потребностями перевозчика, считают эксперты. Несмотря на подорожание, ожидаемая цена билетов на пригородные электрички в Москве и области существенно ниже, чем реальная стоимость перевозок. А прогнозируемый уровень инфляции в 2015 году вряд ли вызовет резкое удорожание стоимости и в дальнейшем, заявил корреспонденту ИА REGNUM 7 ноября научный сотрудник Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ВШЭ Денис Белогородов.

Согласно проекту постановления правительства Москвы, рассмотрение которого назначено на 18 ноября, с 1 января 2015 года стоимость проезда в электричке по территории столицы может составить 30 рублей, что на 2 рубля дороже, чем в текущем. Также ожидается увеличение стоимости перевозок на поездах пригородного сообщения Москвы и Московской области, с 17,5 до 19 рублей за каждую 10-ти километровую зону. Проект подготовлен Региональной энергетической комиссией города. «В целях выполнения требований по единому уровню тарифов в Москве и Московской области, определенных пунктом 2.3 Соглашения между правительством Москвы и правительством Московской области об организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом от 28 апреля 2011 г. №77-506, проведена процедура согласования указанных тарифов в рамках Комиссии по тарифному регулированию при Объединенной коллегии исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской области, заседание которой состоялось 29 октября 2014 года», — заявили в пресс-службе ведомства.

Ранее отмечалось, что повышение тарифов на перевозки связано с прогнозируемым уровнем инфляции, однако это не совсем так. «В процессе тарифообразования уровень инфляции учитывается, но все же данные текущей инфляции и курсов валют не так сильно влияют на этот внутренний рынок. Что касается роста тарифов, то я оцениваю его как относительно допустимый, потому что какого-то резкого скачка, например, свыше 10-15%, уже давно не наблюдалось. Последние годы проводится равномерная тарифная политика, то есть увеличение происходит, но оно не столько существенно, каким могло бы быть», — пояснил Белогородов.

Большая часть стоимости билета складывается из затрат пригородных перевозчиков на аренду подвижного состава, персонал локомотивных бригад и ремонтные работы. Все оборудование компаний, обычно являющиеся дочерними обществами ОАО «Российские железные дороги», они арендуют у РЖД, свои мощности — редкость. Инфляция на тарифы влияет только в части затрат перевозчиков на индексацию заработной платы сотрудникам и договорные услуги.

«Стоит отметить, что в настоящее время происходит субсидирование пригородного железнодорожного транспорта из федерального бюджета. ОАО „РЖД“ перечисляется 25 млрд рублей ежегодно на оплату услуг инфраструктуры, и за счет этого ОАО „РЖД“ предоставляет пригородным компаниям услуги инфраструктуры по льготному тарифу, который составляет лишь 1% от общей стоимости этих услуг», — рассказал Белогородов.

То есть пригородные перевозки остаются дотационной убыточной отраслью. И если бы тарифы на проезд в столичных и подмосковных электричках приблизили к реальной, экономически обоснованной цене, то стоимость проезда увеличилась бы минимум на треть, как это иногда происходит в других регионах России. «Если у региона есть деньги для того, чтобы сдерживать тариф, он это делает. Есть и примеры регионов, которые не имеют средств в бюджете и устанавливают стоимость проезда на обоснованном уровне, который существенно выше действующего. Это приводит к скачкообразному росту стоимости перевозки. В столице резких скачков не происходит. В данном случае мы можем говорить о продуманной политике правительства Москвы в отношении тарифообразования», — отметил эксперт.

Что касается сезонных увеличений стоимости перевозки, то они происходят по инициативе пригородных перевозчиков. Работает следующая схема: каждой весной, до 1 мая, перевозчик подает заявку на установления тарифа на следующий год. В документе указаны «пожелания» компании по уровню тарифа и экономические обоснования необходимости увеличения. В свою очередь регулятор, которым вступает «РЭК» Москвы, проводит анализ указанных данных и выносит решение. «Пожелания перевозчиков не всегда отвечают требованиям экономической обоснованности. В этом и состоит главная задача регулятора — провести анализ поданной заявки, и определить, какой объем затрат является обоснованным. Для этого существуют методики, утвержденные Федеральной службой по тарифам. Определяется объем затрат и плановый объем перевозок и, исходя из этого, получается тариф», — пояснил Белогородов.

Впрочем, перевозчики отрицают свое участия в формировании тарифов. «Мы — дочернее предприятие РЖД, мы не устанавливаем цены и даже не предлагаем это делать. Нам дают указания, мы им следуем. Вопрос ценовой политики нами, как перевозчиком, не регулируется. Это прерогатива РЭК», — заявили корреспонденту ИА REGNUM в «Московско-Тверской пригородной пассажирской компании», одной из двух компаний, занимающихся железнодорожными перевозками в столице и области.

Как бы там ни было, ожидать к 2016 году резкого увеличения не стоит. «Москва — богатейший субъект, который может себе позволить сдерживать тарифы и далее. Даже если будет необходимость более высокого роста тарифа, власти города, скорее всего, задействуют свои бюджетные возможности, чтобы этого не допустить», — резюмировал Белогородов.