Возможность перехода на расчеты в юанях означает частичное снятие влияния доллара и евро на экономику страны, то есть немного снизится зависимость от доллара, а также евро, заявил 10 ноября корреспонденту ИА REGNUM юрист компании «Деловой фарватер», член независимого экспертного центра «Общественная Дума» Михаил Филиппов, комментируя слова президента РФ Владимира Путина о том, что Россия намерена расширять торговлю в рублях и юанях за счет экспорта энергоресурсов.

«Сейчас основное количество расчетов осуществляется именно в долларах США и в евро, поэтому любые изменения с этими валютами сразу влияют на состояние экономики России и повышают ее нестабильность. Особенно это касается доллара, поскольку это мировая резервная валюта и расчетов в долларах намного больше, чем в евро. При переходе на расчеты в юанях такую зависимость можно будет ослабить, в том числе будет снижено влияние западных финансовых рынков на Россию. Однако существенного эффекта не будет, поскольку на расчеты в юанях можно будет перейти только в отношениях с КНР, а их объем пока не так велик. Поэтому зависимость от доллара и евро и привязка большинства расчетов к этим валютам все равно останется очень высокой», — пояснил Филиппов.

Тем не менее, по его словам, образуется часть финансовых потоков, проводимых в юанях, которые не будут связаны с долларом или евро, а значит, колебания этих двух валют или антироссийские санкции не смогут отразиться на данных потоках. «То есть образуется своеобразная валютная страховка. При этом юань на сегодняшний день — одна из самых стабильных валют планеты. Колебания этой валюты происходят очень редко. Таким образом, переход на расчеты в юанях добавит немного стабильности в российскую экономику: рост инфляции и цен будет слегка замедлен и не будет полностью зависеть от проблем доллара и евро», — отметил он.

Аналитик компании EXNESS Сергей Кочергин обращает внимание, что возможность перехода на расчеты в юанях означает использование данной валюты, а не долларов США или рублей, в качестве средства обращения и платежа при подписании новых контрактов между, например, российскими и китайскими компаниями. «В связи с этим ключевым вопросом становится прогнозирование долгосрочного кросс-курса рубль-юань. Однако сделать это будет сложно, учитывая, что рубль и китайский юань станут свободно плавающими в 2015 и примерно в 2020 годах соответственно», — отметил он.

Финансовый аналитик Lionstone Ани Круж уточнила, что активное использование национальных валют в сделках Китая и России позволит, прежде всего, китайскому юаню укрепить свои позиции в качестве резервной валюты: «Это находится в рамках кредитно-денежной политики КНР, которая направлена на стимулирование внутреннего потребления и рост экономики, а отказ от промежуточных валют окажет дополнительную поддержку юаню».

Она добавила, что в конце 2010 года на Московской бирже стартовали торги парой юань/рубль, и с этого момента наблюдается стабильный рост объема торгов. Текущий рекорд одного торгового дня 16 октября 2014 года составляет 1,5 млрд юаней (9,9 млрд рублей), что говорит о востребованности юаня, а с новыми планами и многомиллиардными контрактами с Китаем объемы торгов будут только увеличиваться.

Напомним, о том, что Россия намерена расширять торговлю в рублях и юанях за счет экспорта энергоресурсов, 10 ноября заявил президент России Владимир Путин, выступая на деловом саммите АТЭС в Пекине. Он подчеркнул: «В долгосрочной перспективе, конечно, расчеты в рублях и юанях очень перспективны. Если мы перейдем крупномасштабно к такой работе, это будет означать, что влияние доллара, скажем, в мировой энергетике будет объективно снижаться. И на самом деле это не плохо ни для мировой экономики, ни для мировых финансов, ни для мировых энергетических рынков, ни для доллара, потому что чем более разносторонними будут возможности расчетов в этой сфере, тем стабильнее будет и в мировых финансах, и в мировой энергетике».