Восемь лет назад журналист и писатель Пётр Васильев со товарищи снял фильм «Армастан» — первый в истории кинематографа на вепсском языке и про вепсов. В переводе на русский слово «армастан» означает «люблю». А любить — это значит переживать за то, что дороже всего — родную землю, людей, сохранивших в душах частицу прошлого своего народа.

Иные называют Петра Васильева человеком неудобным для обитателей больших кабинетов. На самом деле в нём говорит боль за судьбу потомков тех, кто в стародавние времена чтил заветные места, старинные обычаи предков. Об этом — в интервью ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Расскажите, пожалуйста, о себе, о семье, о родных местах

— Родился в Лодейном Поле, на берегу рубежной реки Свири, северней которой издревле жили мои предки по материнской линии — карелы, а южнее — отцовские деды и прадеды — потомки летописной веси. С детства перекапывал с матерью на картофельном огороде тяжелую глинистую землю у самой Свири, любовался проходящими по ней теплоходами и слушал рассказы о войне. Душевые переживания и страдания мамы надолго запали в сердце. А отец ушёл от нас рано. Помню только его старый дом с лежанкой, в котором улыбчивая бабушка пекла калитки и говорила по-вепсски, а также живописное озеро и ароматные копны сена.

ИА REGNUM: А когда началось серьезное увлечение культурой, традициями вепсского народа?

— Так случилось, что женился я на вепсянке, словно что-то подсознательное нас притянуло, и только потом выяснил, что отец жены хорошо знал и уважал мою вепсскую бабушку. Тогда и увлёкся изучением судьбы и культуры вепсского народа, делая для себя одно открытие за другим.

ИА REGNUM: Что это были за открытия?

— Мне повезло погрузиться в живую среду, в которой сохранялись и были естественными обычаи старины. С дедом Ефимом ходили на сенокос, где он совершал те привычные действия, которые сам перенимал от старших в начале прошлого века. Мне очень нравилось его бережное отношение к деревьям. Сам с удовольствием посещал школьное лесничество, теперь понимаю, что любовь к природе была в моей душе не случайной. Вот там, у костерка под старой елью с родниковой водой из березового ковшика, я что-то такое почувствовал. Словно протянул руку и коснулся легенд и естества древности.

ИА REGNUM: Отсюда и тяга к творчеству?

— Так и родилась идея книги «Сто веков Межозерья» про все наиболее значимые события здешней земли. А потом родились и краеведческие сказки, в которых простым и образным языком от лица мудрого дуба рассказывается о том, что здесь когда-то происходило. «Сказки Старого Дуба» до сих пор вызывают интерес и детей, и взрослых, как и «Вечерние сказки», написанные в свое время для маленькой дочери, что меня, радует.

ИА REGNUM: Известно, что Вы занимались историей Свирьлага? Чем вызван интерес к этой теме?

— Впервые заинтересовался Свирьлагом ещё в 1991 году, когда узнал, что в Лодейном Поле сохранились материальные следы пребывания политзаключенных. А потом был поражен, что узником здесь был известный философ Алексей Федорович Лосев, откровением стала книга Ивана Солоневича «Россия в концлагере». Усилили впечатления документы о репрессиях, общение с родными репрессированных. Понимание глубокой несправедливости и забвение страшных страниц нашей истории не дают мне покоя уже несколько лет.

ИА REGNUM: Благодаря кому удалось увековечить память узников Свирьлага?

— Стараюсь при любой возможности напоминать землякам о Свирьлаге. Удалось в 2013 году установить в деревушке Гришино, на берегу реки Важинки, памятный знак и крест. Помогли это сделать местные депутаты Галина Шибайло и Александр Коломенский, жители экопоселения Гришино и местные жители. Освящение креста провёл с сочувствием настоятель подпорожского храма Благовещения Петр Богданов. Мы с ним планировали построить возле храма общественный музей Свирьлага, но благочинный епископ Мстислав не благословил этот проект, считая, что у храма такой объект будет неуместным. Буду искать иное место для музея. Собраны подлинные предметы лагерной жизни, обнаруженные в местах лесоповала 30-х годов.

ИА REGNUM: Что для Вас старая вепсская земля?

— Старой вепсской земли почти не осталось. Это ещё скошенные берега в верховьях главной вепсской реки Ояти, древние курганы по её берегам, столетние дома без сайдинга и спутниковых антенн, деревенские кладбища с заросшими мхом и брусничником могилами, коровы с овцами за косой изгородью, сосновые боры и еловые пади с ручьями и родниками.

ИА REGNUM: Почему возникла серия материалов на российском телевидении о самых отдаленных уголках Подпорожского, Лодейнопольского, Тосненского районов?

— Хотелось показать заповедную область, ту её часть, которая мало известна, но наполнена богатой историей, самобытностью и чистотой. Первая программа цикла, вышедшая в сентябре 2011 года, вызвала у руководства телеканала «Россия Санкт-Петербург» настоящий восторг и была признана лучшей в конкурсе «СеЗам».

ИА REGNUM: О чём Ваши сказки?

— Сказки о смысле жизни, о явлениях природы, о добре и зле и о приключениях и подвигах маленьких героев. Хотелось передать житейскую мудрость своей маленькой дочери образным языком и захватывающими примерами. Кажется, это получилось настолько удачно, что и взрослые в них что-то находят для себя поучительное.

ИА REGNUM: Как сегодня себя чувствует Вепсский лес? Какими живёт проблемами, что требуется для того, чтобы их снять?

— Уникальный Вепсский лес, в котором есть исчезающие и висячие озера, вырывающиеся из земли водопады, редкие лишайники и цветы, нуждается в защите и уходе. Несколько лет назад в нём разрешили заниматься лесозаготовками. В результате боры с вековыми соснами вырубаются, излюбленные вепсами и их гостями уголки природы на берегу живописных озёр превращаются в обезображенные делянки. Печально видеть складированный лес и лесозаготовительную технику со всеми её грязными атрибутами в нескольких метрах от сельского кладбища — священного для местных жителей места. К природе вепсский народ относится издревле очень бережно, а нынешние лесозаготовители с этим не считаются. Им важней побольше вырубить и поменьше на это потратить. В Вепсском лесу необходим особый контроль с выборочной щадящей рубкой.

ИА REGNUM: Каким образом должны решаться проблемы малых коренных народов? О чём, прежде всего, надо сегодня задуматься?

— В последние годы средств на поддержку традиционной культуры малых народов выделяется немало. Но до настоящих носителей этой культуры они практически не доходят. Деньги расходуются на праздники, фильмы, книгоиздательскую продукцию. Все это, возможно, привлекательно для туристов, удобно для отчётов о проделанной работе, но реальной пользы бедствующим без работы жителям отдаленных деревень не приносит. Это похоже на яркий и огромный плакат на покосившемся заборе возле гнилой избы.

ИА REGNUM: Что же действительно нужно людям «на земле», в отдаленных деревнях?

— Людям в дальних деревнях нужны источники доходов, основанные на традиционных промыслах, гостевом туризме и обеспечении языковых гнёзд. Нужны хорошие дороги, работа, нужно нормальное медицинское обслуживание и надежная связь на их родной земле. Закон позволяет компенсировать коренным народам утраты их природного богатства из-за промышленной деятельности, но этого не делается.

ИА REGNUM: Расскажите, пожалуйста, об основных «болевых точках»

— Острой остается проблема досрочного выхода вепсов на пенсию. Им приходится месяцами отстаивать свое законное право в судах и тратить деньги на поездки на судебные заседания, сбор справок. И каждый в этой борьбе за свои права бьется по одиночке, не получая поддержки местной власти. До сих пор в деревнях вынуждены доживать свой век в ветхих домах, построенных своими руками, вепсы-ветераны, так как нуждающимися в улучшении жилищных условий их не признают. Дети и внуки, видя эту социальную и человеческую несправедливость, вряд ли будут стремиться сохранить свои корни, язык и культуру. В наше суровое прагматичное время многим приходится думать о будущем своих детей без оглядки на прошлое.

ИА REGNUM: Какие сказки Вам читали в детстве? Кто читал: бабушки, дедушки, родители? Есть ли любимая вепсская сказка?

— В детстве мама мне рассказывала страшилки про цыган. В вепсских деревнях они были раньше частыми гостями и с ними связано немало разных историй. А потом я сам запоем читал сказки всех народов мира. У вепсов мне нравится сказка про братьев, которые не могли добраться до нужной деревни из-за своей глупости, и про зеркальный лемех, который приносит богатство.

ИА REGNUM: Мне рассказали, что вепсские сказки — обычно печальные, позитивно практически никогда не заканчиваются. Если это действительно так, почему?

— Издревле считается у вепсов, что приход в мир — это череда суровых испытаний и только уход из него приносит освобождение. Очень многое в мифологии и повседневной жизни связано с миром предков и духов. А сказки-страшилки помогают лучше подготовиться к жизненным испытаниям, не бояться трудностей и напастей, с самоиронией относиться к горькой судьбе.

ИА REGNUM: О ком, о каких проблемах ещё можно рассказать, чтобы продолжить тему сохранения культуры, обычаев, традиций малых коренных народов?

— Хлопотно и дорого старикам возить тела умерших в морг. Надо добиться, чтобы экспертизы требовали только в случае реальных подозрений на криминал или компенсировали затраты на транспорт. А везти надо порой за 130 километров и ещё поискать соответствующую машину…

ИА REGNUM: А что можно сказать про сохранность заветных мест?

— Можно рассказать про заветные места и озёра, имеющие глубокое сакральное значение для вепсов. В каждой деревне есть такие места, к которым местные жители относятся с особым почитанием, а они в последние годы превращаются в развлекательные точки, некое шоу для туристов без глубины восприятия. Есть, к примеру, на берегу озёр охотничьи и рыбацкие избушки и лодки-долблёнки, сделанные с немалым трудом своими руками, а незваные и нежданные гости могут их без разрешения использовать и ломать. Есть старые деревья и чистые роднички, к которым также чужие люди относятся неуважительно. Есть очень тонкие грани сложных отношений верующих вепсов, которые раньше даже ходили пешком в разные монастыри с заветами и обетами, с современными священнослужителями, эту особость не принимающими. В лесу стали хозяйничать разные охотобщества, ограничивающие традиционный промысел вепсов, для которых этот лес был испокон века своим.

ИА REGNUM: Меняется ли ситуация с защитой интересов малых коренных народов в Ленинградской области к лучшему? Что надо, по-вашему, сделать для того, чтобы происходили позитивные перемены?

— Повторюсь, пожилые вепсы из дальних деревень, живущие вдали от привычных благ, заботы на себе не ощутили. Им самостоятельно приходится решать многие свои проблемы. Даже дрова в соседней Вологодской области значительно дешевле для местного населения, чем в богатой Ленинградской. А в деревнях, где и продукты в автолавке дороже, и поездки за лекарствами или справками дороги, это особенно бьёт по карману.

ИА REGNUM: Но ведь существуют права малых коренных народов

— Реальными правами малых коренных народов обычные вепсы не пользуются и о них почти ничего не знают. Поэтому нужны разъяснения в местной прессе и среди старост деревень, нужна совместная работа областного правительства, районной и сельской власти вместе с представителями общественности по обеспечению этих прав.

ИА REGNUM: Наверняка Вам хорошо известен фольклор малых народов, в частности, вепсский. Какие пословицы, поговорки и т.д., на Ваш взгляд, самые мудрые?

— Мне больше всего нравится поговорка «Дерево срубишь, обратно не поставишь!» В ней всесторонний глубокий смысл и предостережение всем нам. Ко всему надо бережно и вдумчиво относиться, стараясь не размахивать топором без великой надобности.

Беседовала Евгения Дылева