Запланированное в новом бюджете снижение подоходного налога с населения (ПНН) произойдёт за счёт самоуправлений и обернётся серьёзными убытками для городских бюджетов. Финансовые потери повлекут за собой и снижение уровня муниципальных услуг, а сама политика государства по перераспределению средств между городами Латвии ведётся хаотично и даже не вполне законно. Об этом «Латвийскому радио-4» сказал доцент Латвийского Университета и старший советник Союза самоуправлений Марис Пукис, сообщает сегодня, 27 ноября, корреспондент ИА REGNUM.

По подсчётам эксперта, вследствие снижения ПНН на 1% муниципальные бюджеты сократятся сразу на несколько процентов. Это не позволит выполнить очень большой объём запланированных работ. «Снижение ПНН означает, что бюджеты самоуправлений снизятся в среднем на 48 млн евро. В следующем году, соответственно, самоуправления не смогут выполнить запланированные проекты в полном объёме, и с учётом инфляции уровень услуг придётся снижать. Правительство говорит, что доходы самоуправлений будут не меньше предыдущего года. У вас, мол, будет столько же денег, сколько в прошлом году. Но при этом не учитывается инфляция. В то же время государственный бюджет растёт», — признает Пукис.

Специалист напомнил, что во многом именно за счёт самоуправлений на протяжении нескольких лет решались проблемы мирового кризиса. Своей привычки перекладывать многие социальные проблемы на самоуправления правительство менять, похоже, не намерено и теперь. «Если госбюджет в период финансового кризиса держался на нужном уровне за счёт международных займов, то бюджет самоуправлений снижался и продолжает снижаться. Мы до сих пор не можем вернуться к уровню 2005-2006 года», — отметил представитель Союза самоуправлений.

Комментируя неблагоприятные последствия для самоуправлений из-за снижения ПНН, Пукис пояснил, что за подобную налоговую политику выступали и сами муниципалитеты. Но выполняться она должна не за их счёт. «Если уж снижать ПНН, то было бы правильно увеличить и долю отчислений в самоуправления. Сейчас из бюджета самоуправлений 20% всех доходов забирает государство. Понижая налоговую ставку, государство об этом забывает», — сказал эксперт.

Пукис также указал на правовой нигилизм государства при распределении средств между самоуправлениями. «Государство очень субъективно вмешивается в бюджеты самоуправлений, и по сути оно уже пять лет не выполняет закон. Это закон о финансовом выравнивании бюджетов самоуправлений. Вместо него каждый год придумываются какие-то новые, субъективные изменения, и средства перераспределяются по каким-то собственным, а не общим правилам», — считает Марис Пукис.

Сама практика перераспределения средств между городами ведётся, по его словам, хаотично. Приоритетными на ближайшее будущее обозначены только четыре города: Даугавпилс, Лиепая, Екабпилс и Валмиера. При этом единого принципа финансовой поддержки этих городов нет из-за отсутствия региональной политики в целом. «В одном случае в качестве стандарта рассматриваются доходы на душу населения. В другом — бюджет бедных самоуправлений увеличивается за счёт урезания бюджетов других, более успешных городов. Таким образом, деньги жителей одного города уходят чужому самоуправлению. Делается это вопреки системе, определенной законом. Также планируется изменить пропорции между республиканскими городами и остальной территорией Латвии в пользу первых. Было соотношение 47% против 53%, теперь будет 48% против 52%. Все эти изменения обсуждаемы, но они каждый раз принимаются государством в одностороннем порядке», — сказал Пукис.

Как сообщало ИА REGNUM, в минувшую субботу коалиционные партии договорились о том, что план бюджета на 2015 год будет утверждён в ближайшее время. При этом в следующем году подоходный налог с населения (ПНН) будет снижен на 1%.